Хорошая серия. Мне всегда нравилось, когда для основы сюжета эпизода или целой арки используются какие-то реальные источники. Поверья индейцев, как это было в серии про Вендиго; городские легенды, как в «Кровавой Мэри»; Библия, как в 4-5 сезонах… Может, дело в том, что всё самое интересное люди уже выдумали?
Хотела сказать: «понравились монстры недели» и сразу задумалась – а кто здесь монстры-то? Как ни крути, а выходит, что ангелы. Ну, не мальчишка же! Хотя за два сезона к ангелам в роли монстров, по-моему, уже все привыкли…
читать дальшеКазни Египетские и Посох Моисея известны давным-давно, но в сериале они еще не обыгрывались и очень удачно вписались в сюжет. Бедняга Моисей, небось, и не подозревал, что станет с его Посохом… Орудие устрашения, которое он получил от самого Бога и использовал для освобождения своего народа, теперь украдено и служит орудием банальной мести, пусть и за тяжкие грехи. Вообще надо обладать достаточно изощренной фантазией, чтобы придумать историю о небесном спекулянте людскими душами, торгующем орудиями исполнения Божьей воли. А орудие, как и много веков назад, обладает все таким же действием – саранча, язвы, жабы… И какое это было по-человечески мудрое решение – распилить Посох! Интересно, а что стало с остальными кусочками? Ведь Балтазар мог уже часть пристроить. Вот так нечаянно толкнешь кого-то на улице, а потом из башки кузнечики полезут. Хотя толкаться по любому опасно… если вспомнить эпизод 5.21.
Если говорить о зрелищной стороне, даже на мой, достаточно кровожадный, вкус сами «казни» показаны чересчур натуралистично – один полицейский растекается кровавой лужей, другой весь покрывается гнойниками, а у третьего саранча из черепушки вылезает. Можно было бы чуть менее живописно.
Конечно, не могу не вспомнить про машины. Такое впечатление, что вся моя нерастраченная любовь к автомобилям вообще, сконцентрировалась на немногочисленных машинах сериала. Отсюда столько страсти
В начале эпизода машинки хорошо выглядят в паре – Чарджер Сэма и Импала Дина. Такие же разные, как и братья. Лучше Импалы, конечно, ничего нет, но разбитый Чарджер тоже жалко! Хотя в СПН для любой второй машины такой финал неизбежен.
Небеса
Появился Кастиэль и это радует. Правда, он теперь стал отстраненным, в облаках витает… Озабочен судьбами Небес. Но озабоченность эта больше похожа на растерянность. Диагноз установлен, а вот как лечить болезнь – неизвестно. Такое впечатление, что есть Бог (которого как бы нет), есть банда консерватора-Рафаэля, есть предприимчивые ангелы-одиночки, успевшие подсуетиться и свалить
Новый персонаж Балтазар, в общем, выглядит неплохо. Игра Себастьяна Роше впечатлила. Актер очень убедительно играет противоположность Кастиэля – ангела, который не только понимает ситуацию, но и уже решил для себя, что с ней делать. Ангел, спекулирующий человеческими душами, выглядят свежо и оригинально. Идея понравилась (не в смысле одобрения поступков, а в смысле оценки ноу-хау). Хотя особого восторга Балтазар не вызвал. Я люблю циников, но только если это отрицательные персонажи, типа Азазеля или Кроули. Ангел-циник оставляет какое-то гадливое чувство – плоть от плоти грязных Небес. Может быть, поэтому мне в свое время так не нравился Гавриил.
В сюжетной линии ангельско-демонского противостояния произошли изменения: из «боевичка» исчезла банда демонов (возможно, на время) – осталась только ангельская мафия со своей войной кланов, которую они очень по-человечески называют «гражданской войной». Человеческого на Небесах вообще прибавилось, причем именно человеческих гадостей – гангстерские разборки, борьба за власть, интриги, воровство… Может, и раньше было столько же, но теперь нам больше этого показывают. Ублюдочные Небеса стали еще ублюдочней. Даже как-то неинтересно – обычные мужики, эмоции-мотивации абсолютно те же, что и у нас… Да и «костюмчики» у ангелов изменились. Эти братки из эпизода 6.03 уже мало напоминают субтильную Анну. Такое впечатление, что Небеса – это городок в американском захолустье. Есть же в США Париж и Санкт-Петербург! Почему же не быть Небесам?
Хотя нет – есть некоторые отличия. Из огненного круга ребятки не могут выйти… кое-какие штучки могут вытворять…
Больше всего понравилось, как Рафаэль превратился в соль и рассыпался.
Сэм
Что ж, наконец-то и я посмотрела знаменитую сцену утренней гимнастики. Правда, для меня впечатления оказались немного смазанными – ведь после выхода эпизода я частично уже это видела. Все сцены были тут же растиражированы в клипах, фанарте, аватарках… Наверное, это наиболее продолжительная, детальная и отчетливая демонстрация великолепной фигуры Джареда. В предыдущих сезонах фанатов тоже баловали иногда таким зрелищем, но сцены были намного короче и сумбурней. Может, это и имело какой-то смысл: оставалось больше недосказанности. А когда настолько обстоятельно показывают такое нереально идеальное тело, просто не верится, что это живой человек.
Жесткость и решительность Сэму очень идёт. Из комбинации высокого роста, физической силы, решительного подбородка, щенячьих глаз и наивного взгляда исчезли две последние составляющие, поэтому в какой-то степени содержание стало больше соответствовать форме. Но и тот самый шарм пропал. Появился новый, но это уже совсем не то…
И все же в небольших дозах вид Сэма-супермена очень радует. Как здорово он выбил ногой дверь! Но не уверена, что буду радоваться всю половину сезона – особенно, если учесть, что к этой крутости в нагрузку прилагается бессовестность. Где справедливость, спрашивается? Почему из Сэма вечно делают либо размазню-ботаника (хоть я никогда его таким не считала), либо вечного кающегося грешника, стыдливо прячущего глаза? А если уж и покажут крутого Сэма, значит, он будет либо одержимым, либо подсевшим на демонскую кровь, либо бездушным…
Дин
Авторы использовали удачный элемент для показа душевных метаний Дина: когда он жил с Лизой, ему снилась прежняя жизнь и Сэм. Когда все вернулось – и Сэм, и прежняя жизнь – ему стала сниться Лиза… Да, так часто бывает.
И все же, как и в предыдущем эпизоде, иногда прорезается прежний Дин. В 6.03 это сцена вызова Каса. Очень убедительно. Кто хошь примчится )))))))
Понравилось, как Дин отчитывал Кастиэля за то, что тот не откликнулся на зов Сэма. Только вот показалось, что какой-то легкий налет формализма в той тираде присутствовал. Такое впечатление, что человек говорит все это просто потому, что так надо. Не заметила я обычной горячности Дина – может, Дин уже другой, а может, просто озвучка подкачала. Надо бы в оригинале послушать.
Сэм/Дин
В отношениях братьев зацепили два момента.
Первый из них на тему постоянства характера, типа «горбатого могила исправит».
Все прошедшие годы, все земные и адские ужасы, не убили в Дине стремления к превосходству над братом. Что мы видим и слышим в 6.03?
1. «С каких это пор он [Сэм] у нас главный?» – вопрошает Дин пространство, получив от Сэма указание ехать в Пенсильванью.
2. Мальчишеская выходка Дина, устроившего гонки «Я все равно первее».
3. Заключительная часть диалога братьев у машины, в самом конце эпизода:
ДИН: Поверь, я знаю, что Ад делает с людьми.
СЭМ: С тобой.
ДИН: Не понял.
СЭМ: Ты знаешь, что он делает с тобой. Он… он терзает тебя. Понимаешь? Думаю, все еще терзает. Но, Дин… Я в порядке.
ДИН: То есть, ты хочешь сказать, что… что ты сильнее меня?
СЭМ: Нет. Просто я говорю, что мы разные.
Конечно, в первых двух моментах присутствует определенная доля шутки, а вот последний диалог очень и очень серьёзный. Фактически Сэм говорит, что ему после Ада не жарко, не холодно, и первая мысль Дина: брат намекает на то, что он круче. Уму непостижимо. Дин же сам был в Аду. Он уже все забыл, если всерьез думает, что кого-то подобная экскурсия может не впечатлить?
Вообще все эти потуги на первенство выглядят как-то не очень... симпатично. Дин, как охотник, в первых двух эпизодах не особо блистал – выглядел, мягко говоря, бледновато на фоне Сэма и семейства Кэмпбеллов. Оно и понятно – целый год не охотился, одомашнился, вот и растерял навыки. И упрекать его ни у кого язык не повернется, но только почему он сам-то этого не понимает? Можно сказать, не успели братья встретиться, как началась все та же песня: «Ты хороший охотник, Сэм. Самый лучший. Но только после меня». Иными словами: «Бэтмен я, а не ты». Еще один стереотип, прочно укрепившийся в сознании с самого раннего детства. Ведь тогда Сэму даже в голову не приходило покушаться на святая святых – превосходство Дина. Он и сейчас не покушается, но против фактов не попрешь.
Такое же впечатление возникло у меня и в 4-м сезоне. Даже сильнее, чем ложь, Дина доставало превосходство брата (в чем он, конечно же, никогда бы не признался). С этим ничего нельзя было поделать – у Сэма были сверхъестественные способности и, самое главное, он решил использовать их в охоте. Что автоматически выводило его в лидеры. Дину была невыносима сама мысль о том, что Сэм, как охотник, сильнее. И неважно, что эти способности искорежили судьбу Сэма, и что он с удовольствием бы от них отказался – человек всегда видит только одну сторону медали. Дин мог пойти за Сэма в Ад, но простить превосходства не мог никогда. Просто в раннем детстве это носило характер шутливых подколок, а с возрастом и усложнением ситуации это стало переходить в… неприязнь, скажем так.
В эпизоде 6.03 показан все тот же Дин. Может, он в чем-то и изменился, но только не в этом.
Второй момент, конечно же, связан с эпизодом, в котором Кас проводит свое болезненное обследование ребенка. Безусловно, это первое очевидное проявление бездушия Сэма. И дело даже не в том, что Сэм не протестовал – у них действительно не было выхода – дело в реакции. Вернее, в полном ее отсутствии. Джаред просто прекрасно изображает сцену недоумения: «А что, собственно, происходит?». На мой взгляд, он изображает это даже слишком хорошо. Поскольку сразу возникает вопрос: насколько же нужно быть слепым и глухим – а может просто эгоистичным – и насколько надо было забыть (или вообще не знать) собственного брата, чтобы не увидеть, что перед тобой совершенно другой человек. И не испугаться этого. Потому что в реакции Дина я не увидела самой главной составляющей – страха. Было удивление, неприязнь, досада, раздражение… но не страх за брата. Да, люди меняются, особенно побывав в Аду, но не настолько же! Нет, конечно, я не хочу сказать, что Сэм должен был залиться слезами или впасть в истерику… но чтобы не проявить никаких эмоций вообще? Не проявить даже тени сочувствия? Такое поведение странно для любого человека, если только он не маньяк-садист, и уж тем более странно для Сэма. В 6.01 Дин по вполне понятным причинам не обратил на это внимание – слишком велико было потрясение. В 6.03 проигнорировать такую странность было уже невозможно.
В этом эпизоде у братьев состоялся первый разговор, на тему «Что происходит с Сэмом». Оба согласились, что что-то не так. Это чувствует сам Сэм, это видит Дин. На следующий вопрос: «Что конкретно не так?» Сэм ответить, разумеется, не может, поэтому называет единственную возможную версию: дескать, одурел от охоты, а в остальном все в порядке. А что он мог еще сказать?
Интересно, приходило ли Дину в голову, что Сэм может просто не знать? Ведь Дин понимал, откуда Сэм вернулся, знал, что там могут с человеком сделать, знал коварство мира Зла! Но все равно не поторопился выяснить, что творится с Сэмом. Нет, Дин вовсе не обязан был докапываться до истины. В конце концов, он не нянька своему вполне взрослому брату, да еще такому крутому, каким он показан в 6-м сезоне. Но тогда уж надо быть последовательным: если разбираться в этих странностях нет ни времени, ни сил, ни желания, значит разумнее держаться подальше друг от друга. А если уж решил, что они теперь вместе, значит надо выяснять, причем поскорее. Для собственной же безопасности. Что б хоть знать, каких ожидать сюрпризов. Дин заподозрил неладное в 6.03. В этом же эпизоде Кас продемонстрировал свои возможности. Что мешало Дину сразу же обратиться за помощью к Касу? Вопрос риторический. Потому что мешала одна-единственная причина: желание Сэры Гэмбл развернуться на всю катушку в «благородном» деле сталкивания братьев лбами.
Комментарии к эпизоду
Название
Досмотрев до конца эпизод, я вдруг задумалась: а что, собственно, означает название? Сначала я почему-то решила, что «третий» – это Кастиэль. Он же в этом эпизоде впервые в сезоне появляется. Потом я вспомнила, что в оригинале эпизод называется “The third man” – «Третий человек». Мда, Кастиэль в эту категорию явно не попадает. А кроме него, я даже не знала, на кого и думать.
Как всегда в «Сверхъестественном», если непонятно, что означает название серии, оно наверняка позаимствовано у какой-то известной песни, либо кинофильма, либо сериала… Прогуглив название (можно было просто заглянуть на сайт Супервики), я узнала, что «Третий человек» – это очень старый и очень знаменитый английский фильм, получивший в свое время приз Каннского фестиваля и несколько Оскаров (1949 г).
Итак, я выяснила, откуда взялось название, но почему авторы выбрали именно его, понятней не стало. Поэтому пришлось вникать в содержание. Вот что говорится о фильме в Интернете:
Холли Мартинс, автор бульварных романов, приезжает в послевоенную Вену в надежде получить работу, которую ему обещал старый друг Хэрри Лайм. Но тот, оказывается, погиб в результате несчастного случая при крайне сомнительных обстоятельствах.
Мартинс пытается расследовать то, что ему представляется убийством. По его следам неотступно следуют британские детективы, уверяя Мартинса, что погибший сам был преступником. Тем временем, немногие свидетели преступления исчезают или погибают, стоит только Мартинсу повидаться с ними и узнать о том, что в деле был замешан третий человек…
А еще в одной из аннотаций промелькнула такая фраза:
«Главный герой фильма – очень приятный человек, преданный дружбе и общечеловеческим ценностям. Этот персонаж противопоставлен одному из полицейских офицеров – хладнокровному типу, который постоянно выдерживает дистанцию между собой и другими людьми и проявляет четко выверенное количество симпатии и понимания».
Я не знаю, конечно, что имели в виду авторы, используя такое название, но я бы сказала, что это намек на измененного Сэма. Дин – это раз. "Настоящий" Сэм, которого помнит Дин – это два. А теперь появился еще и незнакомец – «новый» Сэм. Третий человек...
Но это всего лишь моя теория.
Историческая справка - Посох Моисея и Казни Египетские
Источник: Ветхий Завет
Когда Всевышний впервые обратился к Моисею с призывом освободить евреев Египта, тот отказался: «Не поверят мне евреи». Тогда Всевышний приказал ему бросить посох на землю. Посох превратился в змею. Всевышний сказал: «Возьми эту змею за хвост». Моисей послушался, и змея снова превратилась в посох. Именно это знамение и показал Моисей евреям, когда те не хотели признать его своим вождем.
Чтобы убедить египетского фараона в том, что он действительно посланник Божий, Моисей совершил пред его глазами чудо с Посохом и змеею, но фараон оставался при своем и не соглашался дать свободу еврейскому народу. Тогда Господь начал поражать египтян тяжкими бедствиями, или Казнями. Некоторые Казни творились при участии Моисея и при помощи Посоха:
Десять Казней Египетских:
1. Наказание кровью
2. Наказание жабами
3. Нашествие мошек
4. Нашествие слепней
5. Мор скота
6. Язвы и нарывы
7. Гром, молнии и огненный град
8. Нашествие саранчи
9. Необычная темнота (тьма египетская)
10. Смерть первенцев
Судьба Посоха Моисея до сих пор остается загадкой.