Поскольку эпизод 6.07 – это непосредственное продолжение предыдущей серии, соответственно, впечатления мои остаются прежними. Более того, досады и горечи только прибавилось. В 6.06 еще оставалась какая-то надежда на то, что ситуация изменится к лучшему, когда Дин узнает правду о том, что происходит с братом. Но первая же сцена 6.07 не оставила и следа от последних иллюзий: никакой надежды на возвращение прежних, почти забытых, отношений Сэма и Дина нет. На первосезонные я, разумеется, уже давно не рассчитываю, но надеялась увидеть хотя бы процентов 10 прежней роскоши. Ведь, по сути, именно на этом и держался мой интерес к сериалу. Увы…
читать дальшеЧтобы ничего не забыть и не перепутать, привожу перевод транскрипта всей сцены полностью Источник
(Ночь. Номер мотеля. Слышны стоны. В тумане постепенно вырисовываются контуры обстановки. Сэм, жестоко избитый, привязан к стулу. Его лицо залито кровью, он стонет от боли)
КАСТИЭЛЬ (Обращается к Дину. Говорит мягко, почти с сочувствием) : Ты прав. Он выглядит ужасно. Это ты с ним такое сделал?
СЭМ: Кас? Что за… (с кряхтением пытается высвободить руки) Развяжи меня.
КАСТИЭЛЬ (Дину) : У него была лихорадка?
ДИН (грубо бросает Сэму) : Отвечай, была?
СЭМ: Нет. С чего вдруг?
КАСТИЭЛЬ (Дину) : Он говорил на непонятных языках? (Обращается к Сэму) Ты говорил на чужих языках?
СЭМ: Нет. Ты что… Диагноз мне, что ли, ставишь?
ДИН: Лучше молись, чтобы у него всё получилось.
СЭМ: Вы и вправду считаете, что…
ДИН (со злостью): По-твоему, здесь есть клиника для людей, которые запросто выскакивают из Ада? Ошибаешься. Он спрашивает – ты отвечаешь! А теперь заткни пасть. Дошло?
КАСТИЭЛЬ: По сколько часов ты спишь?
СЭМ: Я не сплю.
ДИН: Вообще не спишь?
СЭМ: Я не сплю, с тех пор как вернулся.
ДИН: И тебе не приходило в голову, что в этом есть что-то ненормальное?
СЭМ: Конечно, приходило, Дин. Я… я просто ни разу тебе не говорил.
ДИН: Что?
КАСТИЭЛЬ: Сэм… Что ты сейчас чувствуешь?
СЭМ (сердито сопит) : Я чувствую, что у меня сломан нос.
КАСТИЭЛЬ: Нет, это физическое ощущение. А что ты чувствуешь?
СЭМ: Ну, вроде бы…
КАСТИЭЛЬ (настойчиво) : Назови чувство.
СЭМ (растеряно) : Я… не знаю. (Кастиэль протягивает ему кожаный ремень) Что? Э-э…
КАСТИЭЛЬ: Будет очень неприятно.
СЭМ: Какого…
КАСТИЭЛЬ: Зажми это зубами. Если сможешь, постарайся отвлечься. Мысленно.
(Кастиэль запускает руку по локоть в тело Сэма. Сэм корчится от боли и кричит сквозь зубы. У Кастиэля сосредоточенный вид – такое впечатление, что он ощупывает внутренности Сэма. Сэм мучительно стонет. Глядя на эту сцену, Дин морщится – то ли с сочувствием, то ли с отвращением. Кастиэль вытаскивает руку. Сэм тяжело дышит, словно загнанный).
ДИН (Касу) : Нашел что-нибудь?
КАСТИЭЛЬ: Нет.
ДИН (с надеждой): Так ведь это хорошо?
КАСТИЭЛЬ: Боюсь, что нет. Физически он совершенно здоров.
ДИН: Тогда в чем дело?
КАСТИЭЛЬ: Его душа… Ее нет.
ДИН: П-прости… Еще раз и попонятней. В каком смысле, у него нет…
КАСТИЭЛЬ: Каким-то образом после своего освобождения Сэм оказался без души.
ДИН: И где же она?
КАСТИЭЛЬ: Наверное… все еще в Клетке вместе с Михаилом и Люцифером.
ДИН: Но это всё тот же Сэм?
КАСТИЭЛЬ: Ты задаешь интересный философский вопрос.
ДИН: Ну, тогда просто верни ее.
КАСТИЭЛЬ: Дин.
ДИН: Меня же ты вытащил.
КАСТИЭЛЬ: Тебя освобождали несколько ангелов, и твоя охрана ни в какое сравнение не идет с охраной Сэма. Душа Сэма в Клетке Люцифера. Есть разница – большая разница.
ДИН: Ладно, но должен же быть какой-то способ.
СЭМ: Так ты меня развяжешь?
ДИН: Нет.
СЭМ: Послушай, я не собираюсь…
ДИН: Сэм, как, черт возьми, я могу даже подумать о том, что ты выйдешь из этой комнаты?
СЭМ: Дин, я не какой-то псих. Я не хотел причинить тебе вред. Я просто старался остановить вампиров. (Вздыхает) Прости, больше такого не повторится. Пожалуйста, развяжи меня.
ДИН: Ты что, шутишь?
СЭМ: И что ты будешь делать, просто оставишь меня навечно взаперти в этой комнате?
ДИН: Неплохая идея.
СЭМ: Ладно, хорошо. Послушай, я все понял. Я понял, Дин. Я был неправ. Но, говорю тебе – я постараюсь все исправить. Это же по-прежнему я.
ДИН: Разве?
СЭМ: Да, так что отпусти меня.
ДИН: Ни за что.
(Сэм со вздохом сбрасывает с рук веревку, которую уже успел развязать, и встает со стула)
СЭМ: Я не хотел до этого доводить. Ты не удержишь меня, Дин… ни здесь, ни в бункере, нигде. Ты нарвался на бездушного парня, поэтому нам лучше сотрудничать. Давай вместе все исправим.
ДИН: Я буду следить за каждым твоим шагом.
СЭМ: Идёт. По-моему, это вполне разумно.
ДИН: Кас, приведи его в порядок.
(Кастиэль проводит ладонью вдоль лица Сэма, «стирая» с него кровь и следы жестоких побоев. Сэм морщится, но терпит эту процедуру)
ДИН: Ладно, если мы хотим выяснить, что случилось с твоей душой, нам надо выйти на того, кто выудил тебя оттуда. Ты говоришь, что не знаешь?
СЭМ: Понятия не имею.
ДИН: Тогда начнем по порядку. Если парня так трудно вытащить из западни, у кого может хватить сил для этого?
КАСТИЭЛЬ: Я не знаю. (Сэму) Ты ничего не помнишь о своем воскрешении?
СЭМ: Я очнулся посреди поля. Это всё.
ДИН: И нет зацепок? Никаких?
СЭМ: Есть одна.
Ну вот, диагноз установлен. У Сэма нет души. Конечно, это, по меньшей мере, странно. Ведь в классическом представлении человеческое тело без души превращается в труп. Расставаясь с душой, человек расстается с жизнью. Ладно, допустим, на этот раз произошла какая-то нештатная ситуация. Но тогда авторам надо было хоть как-то объяснить правила игры. Ведь в понятие «душа» разные люди вкладывают разный смысл (если, конечно, задаются этим вопросом).
Думаю, корень проблемы в том, что еще никому не удавалось четко разграничить в человеке физическое начало и духовное. Не зря даже Кас говорит, что это «очень интересная философская проблема». И если творцы 6-го сезона всерьез пытались построить разумный логичный сюжет, не решая эту проблему, а лишь используя ее как основу, они облажались по-полной. Хотя по-другому и быть не могло, как нельзя заложить прочный фундамент в болоте. На мой взгляд, получилась сущая ерунда с этим бездушием.
«Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса».
Шестой сезон смотрится вполне нормально, если со слепой верой принимать все «каверзные ответы» и ни в коем случае не задаваться «нужными вопросами». Как раз вопросы тут совершенно неуместны. Увы, лично я без вопросов обойтись не могу. Простой набор ответов меня не устраивает. Мне нужно знать, что, как и почему. Разумеется, я всегда делаю скидки на законы жанра – прекрасно понимаю, что это просто сериал… но всему есть предел. Авторы 6-го сезона уже давно исчерпали лимит допустимых ляпов по части логики и здравого смысла. Жаль, что эта «бездушная» идея испортила весь сезон. Без нее могло бы получиться очень даже неплохо.
Но, раз уж они эту кашу заварили – а я, пусть и с ворчанием, всё же на нее смотрю – надо попытаться хоть как-то определить для себя состояние Сэма. Сэм это или не Сэм, раздвоился он или преобразился?.. А может, он просто вернулся к своему естественному состоянию, как не раз писали на Форумах? Поскольку сейчас уже точно известно, что это не сам Сэм решил для разнообразия побыть бессердечным предателем, а что его таким сделали – в Клетке или после нее – я бы образно назвала это состояние болезнью. Да, это все тот же Сэм, только он болен – болен отсутствием души. Я бы даже сказала, что душа у него есть, просто она изуродована, насильно изменена по каким-то непонятным для меня законам. Поэтому я и называю это состояние «болезнью», которой Сэма заразили без его ведома. Он понимает, что болен – чувствует это – но он не может побороть эту болезнь и не знает, как вылечиться. Разумеется, это просто аллегория.
Ладно, а что же наш «любящий брат» Дин? В 6.06 он вроде бы отвел свою душу, избив Сэма до потери сознания. Но, судя по всему, злость еще не улеглась. Противно слушать, как он в разговоре с Касом говорит о Сэме в третьем лице. Орет на него, обращается, как с какой-то тварью, так некстати, свалившейся на его шею.
Кстати, насчет Каса… Пожалуй, впервые за сезон у меня мелькнула мысль, что он чего-то не договаривает. Что-то насчет Сэма. Я уже сомневаюсь, что Кас действительно не имеет отношения к его возвращению. Может, и не он Сэма вытащил, но он как-то замешан. Я просто не знаю спойлеров по этой линии, но шестьдесят шестое чувство подсказывает))) Что-то слишком долго он тянул со своим диагнозом. Все предыдущие эпизоды отнекивался – на все упреки Дина отвечал, что ничего не знает, ссылался на важные дела. Конечно, небесная гражданская война – это такой удобный повод! И в 6.06 уж очень он засмущался – даже виски Дину налил))). Непонятно, правда, почему он в 6.07 все-таки согласился помочь. Но, думаю, он просто решил, что если Дин сам начнет копать эту проблему, то таких дров наломает, что их гражданская война детской забавой покажется. Господи, значит, и Кас уже врет… Хотя наверняка утверждать не могу, но меня терзают смутные сомнения…
Сэм признается, что вообще не спит. Первая реакция Дина: «Почему ты мне ничего не сказал». Ну, вообще-то, по логике (опять это дурацкое слово!) Сэм и не должен был ничего говорить – ему это состояние должно было казаться естественным. А у меня встречный вопрос: как сам-то Дин, с которым Сэм уже пять серий в одном номере отеля ночует, этого не заметил? Нет, понятно, что он по ночам его не караулит – не проверяет, спит брат или нет. Но я ни за что не поверю, что такое можно ни разу (!!!) не заметить, постоянно находясь с человеком в маленькой комнатушке, где кровати стоят практически впритык. Хотя, наверное, можно. Если смотреть на своего
К тому же странно, что Дин упрекает Сэма в молчании. Да, Сэм не говорил о том, что не спит, но:
6.01:
СЭМ (Дину): Ты просто пошел [спасать Лизу и Бена]. Ты не колебался. Потому что тебе не все равно, и в этом ты весь. А я? Я бы даже не рыпнулся.
ДИН: Нет, ты бы попытался.
СЭМ: Нет, Дин. Говорю тебе – лучше, когда ты рядом. Вот и все.
6.03:
ДИН: Эй, приятель, я просто пытаюсь выяснить, что происходит, потому что… с тобой что-то не так. И ты это понимаешь.
СЭМ: Да. Да, я знаю.
6.06:
СЭМ: Но я… я просто этого не чувствую… Я не знаю, что со мной случилось.
Кто мешал Дину повнимательней прислушаться к этим словам Сэма? По-моему, эти признания должны были насторожить еще вернее, чем известие о бессоннице.
И вот, наконец, с большим опозданием, диагностика состоялась. Странное какое-то выражение на лице у Дина, когда он наблюдает за муками Сэма. Очень хотелось бы надеяться, что это сочувствие… Хоть маленькое проявление НЕравнодушия. Но все-таки больше похоже на брезгливость.
И именно в этот момент рухнули все мои надежды. Казалось бы, все выяснилось – Сэм не специально подставлял Дина, он не по своей воле превратился в бессердечного типа. Он был в Аду, добровольно обрек себя на вечные муки, и, судя по всему, душа его продолжает страдать. Но и вернувшись в мир живых, Сэм (уж не знаю чем) чувствует, что с ним что-то не так. Он покорно принимает побои, унижения, оскорбления от единственного родного человека, который мог бы его понять. И все, что может сказать Дин, узнав правду: «И где же она [душа]?» А почему я в первую очередь не услышала горький шепот: «Сэмми, Сэмми… что эти гады с тобой сделали… Ничего, братишка, мы что-нибудь придумаем»? Конечно же, сейчас перед ним вовсе не тот Сэмми, но, по-моему, ужас и сочувствие должны быть автоматической реакцией брата, если брат любящий.
Ладно. Понятно, что до диагноза Каса, Дин считал Сэма монстром (ему не привыкать, кстати). Понятно, что не мог простить истории с вампиром. Но теперь-то ситуация прояснилась, а он все продолжает строить из себя человека, оскорбленного в лучших чувствах. Да это все равно, что ненавидеть безрукого за то, что тот не протянул ему руку и не помог встать. Глупо и эгоистично.
Потом Сэм униженно просит у Дина прощенья, но делает это, судя по всему, просто потому, что «так надо». Если Дин недоволен, надо извиниться и пообещать больше так не делать. Искренне раскаяться Сэм, разумеется, не может, поскольку ему просто нечем каяться. И он не может понять, в чем виноват – он же хотел, как лучше. Но Сэм послушно играет в эту игру, потому что Дина надо утихомирить. К тому же без души он и обиды не может чувствовать, поэтому ему поведение Дина по барабану. Хотя, судя по словам Сэма, ему не хочется отвешивать Дину ощутимый пинок по самолюбию («Я не хотел до этого доводить») - а вот это уже на бездушие не похоже. Увы, пинок отвешивать приходится. Логика на Дина не действует. Его уже заносит окончательно, и он действительно решает во имя всеобщего блага посадить Сэма под замок на веки вечные. Поэтому Сэм просто демонстративно сбрасывает веревки и встает со стула. Он не бросается с кулаками на Дина, не убегает сломя голову из мотеля вершить злодеяния – одним словом, не делает ничего из того, чего опасался Дин, оставляя его связанным. И горе-Бэтмену еще повезло, что Сэм ему не врезал. Хотя он и до этого не отбивался...
Кстати, в прошлом году я уже начинала смотреть эту серию. На фразе «Кас, приведи его в порядок» я сломалась. Сколько же пренебрежения в этих словах! Но сейчас я уже переболела – прощание с первыми сезонами состоялась. Что ж… Раз мне теперь такое показывают, значит, и у меня отношение будет соответствующее…
«Я буду следить за каждым твоим шагом», – говорит Дин. Понятное дело! Жалкая попытка как-то реабилитироваться в собственных глазах, потешить свое самолюбие. Вообще-то, эта гениальная мысль должна была бы намного раньше Дина посетить. Может, тогда и зубки не отросли бы…
Подводя итог, могу сказать, что вся сцена убедительно доказывает, что Сэм для Дина – это просто обуза, еще одна проблема для Дина Винчестера в его и без того непростой жизни. Помнится, кто-то утверждал на этих страницах, что Дин в 6-м сезоне по-прежнему любит своего брата. Я специально привела полностью разговор этих двух людей и ангела. Где здесь хотя бы намек на дружеские отношения, на элементарное сочувствие? Я уж не говорю про братскую любовь. Любви здесь ноль целых, ноль десятых. И в самый сильный микроскоп не разглядишь…
Что касается сюжета самой серии, то, в принципе, смотреть можно. Лично для меня основной интерес представляют элементы сквозной арки: признания Альфы, тайны Сэмюэля и, конечно, явление Кроули. Остальное просто фон. Кристиан и Гвен меня мало волнуют. Не знаю, что покажут дальше, а пока это примерно то же самое, что Бела и Духоловы в третьем сезоне. Никакой особой роли в сюжете они не играют, никакой изюминки в них нет, да и несимпатичны они мне… Вполне можно было бы обойтись одним Дедом и его боевой группой охотников. Собственно, я так их и воспринимаю. Хоть убей, не могу проникнуться семейным духом. Возможно, потому что их очень мало показывают, и характеры совсем не раскрыты. Простые статисты. А Сэмюэль все-таки производит впечатление неординарной личности, хотя он и кажется каким-то чужим и ведет себя… странно.
СЭМ: Из Ада меня вернули… но кое-что там забыли. (Сэмюэль кряхтит от досады) Так ты в курсе?
СЭМЮЭЛЬ: Нет, но я… я понимал – что-то не так. Я… ты чертовски хороший охотник, Сэм, но, по правде говоря, иногда ты меня пугаешь. И что будем делать? Как все исправить? Как вернуть душу?
ДИН: Мы еще не знаем, но должны придумать.
СЭМЮЭЛЬ: Я, конечно же, помогу. Какие версии вы отрабатываете?
СЭМ: У нас есть куча тупиковых вариантов и ты.
Ну вот, выяснилось, что Сэмюэль целый год видел, что с внуком «что-то не так», но не особо заморачивался на эту тему. Ох, не верится мне, что он не знал про отсутствие души… В шестом сезоне вообще кругом одно вранье, а Дед, хоть и крутой, но темная лошадка. Не верю я ему.
Забавно наблюдать пикировки Дина и Кристиана. По сути, они одного поля ягоды. И жаль все-таки, что не Дин голову вампиру отрубил, а Гвен. Когда же парень, наконец, вернется в форму? А то уже как-то неудобно за него. Всех задирает, на всех орет – на Сэма, на Каса, на Деда, на Кристиана, агрессия из него так и прёт, а дело-то где? Единственное, что смог – это подсмотреть, как Альфу в фургон грузили. Да беззащитного Сэма избить в предыдущей серии. И черта с два узнал бы он без Сэма, куда вампира повезли. И неизвестно, что было бы, не отруби Гвен голову вампиру… Мда.
Один из диалогов братьев показался примечательным. Когда Сэм возвращается с операции по зачистке гнезда вампиров и в очередной раз врет Дину (Господи, надоело-то как! У одного брата сплошные приступы ущемления самолюбия, у другого – сплошное вранье)
ДИН: Все прошло нормально?
СЭМ: Отлично.
ДИН: Не было ничего странного? (мотор Импалы ревет, скрепят покрышки, двигатель глохнет) Я видел, как вы выводили из дома Альфу, Сэм. Можешь считать меня сумасшедшим… но это выглядит странно.
СЭМ (со вздохом): Оу.
ДИН (передразнивает): «Оу».
СЭМ: Тебе не положено было знать об этом.
ДИН: Знать о чем?
СЭМ: Это все кое-какие делишки Сэмюэля. Хватает тварей, отвозит их куда-то, поджаривает им пятки, чтобы добыть информацию.
ДИН: Поджаривает. Пытает, верно? А насчет того, чтобы не рассказывать мне… это была его идея?
СЭМ: Нет, моя.
ДИН: Почему?
СЭМ: Честно? Потому что ты бы все завалил. Ты сначала стреляешь, потом задаешь вопросы, а нам надо было задавать вопросы.
ДИН: Знаешь, приятель, меня не волнует, что ты там подхватил – бездушие или гребаную свинку… Тебе лучше знать! Ты душу вернуть хочешь?
СЭМ: Какое это имеет отношение к…
ДИН: Ты бывал там, куда Сэмюэль их отвозит? В смысле, ты присутствовал когда-нибудь на тех допросах?
СЭМ: Нет, но я слышал…
ДИН: А почему? Неужели тебе не приходило в голову, что это очень подозрительно?
СЭМ: Он наш дед.
ДИН: Да. Да, тип, который говорит красивые и правильные фразы. Но не думай, что семья для него означает то же самое, что для нас. Он не отец. Ты что, сам не понимаешь?
СЭМ: Ты о чем?
ДИН: У тебя нет чутья. (Насмешливо фыркает) В смысле, у тебя серьезный сдвиг по фазе.
СЭМ: Спасибо.
ДИН: Кроме шуток, приятель. Тебя никто не заставляет со мной работать, ясно? Но, раз уж мы вместе, рулить буду я. Я командую, а ты рассказываешь мне все, вне зависимости от того, важным это тебе кажется или нет, потому что, поверь, ты не чувствуешь разницы. А если хочешь, уходи… работай с Сэмюэлем. Посмотрим, что из этого выйдет. Решай сам.
Ну вот, снова видим «бездну братской любви».
«Тебя никто не заставляет со мной работать…». О как! И с каких это пор у нас Сэм с Дином работает? Может, наоборот? Когда Дина в 6.01 звали, он вообще от этой работы отказался – не захотел покинуть свою «тихую гавань». А когда нянькой поработал, видать, понравилось. Но Сэм что-то больше и не настаивал.
Дин в своем репертуаре – давненько не слышали его любимую мантру «Я у нас самый главный». Как-то последние события не располагали к подобным заявлениям. А тут такая блестящая возможность! Наконец-то обнаружилось слабое место Сэма. Ура, товарищи! У него, оказывается, нет чутья! Понятное дело, откуда ж ему быть, чутью-то… оно же вроде как в душе рождается… Хотя, кто тут на фиг разберет! Игра в 6-м сезоне идет без правил.
Но это все неважно. Самое главное, теперь есть повод Сэма в этот факт носом тыкать, чтобы в другой раз не смел веревочки-то так просто развязывать! Будет знать теперь свое место, тварь бездушная… Пусть сноровки охотничьей у Дина немного осталось, избытком сообразительности и раньше не страдал (чуть что – «ну, какие идеи?»), зато чутье есть, а, значит, право быть главным.
ДИН (Сэму): А если хочешь, уходи… работай с Сэмюэлем. Посмотрим, что из этого выйдет. Решай сам.
Да, эта последняя фраза вообще супер – «Если хочешь, уходи… Решай сам». Предложить «решать самому» в такой ситуации – это самое настоящее издевательство. Причем опять только чтобы свое самолюбие потешить – дескать, вот какой я справедливый! Все равно как глухому предложить послушать на выбор запись Моцарта или AC/DC. Господи, да если бы Сэм захотел, он и без разрешения Дина ушел бы! И Дин еще сам бы к нему прибежал, когда совесть заела бы. Если бы, конечно, она когда-нибудь проснулась. Хотя нет, я забыла! Дин уже проявлял однажды подобное «понимание» – в финале 5.22: «Ты уже большой мальчик, Сэмми, так что решай, сам – жить тебе или вечно страдать в Аду».
На месте Сэма я с таким «братом» и секунды не осталась бы.
ДИН (о Сэмюэле): Да. Да, тип, который говорит красивые и правильные фразы. Но не думай, что семья для него означает то же самое, что для нас. Это не отец.
Интересная фраза. Понятно, что никакими родственными отношениями тут и не пахнет. Разумеется, я имею в виду теплые родственные отношения, а то ведь они тоже разными бывают… Семья – это нечто большее, чем кровные узы. Случается, что родственники становятся совершенно чужими людьми, а посторонний человек – роднёй. Конечно, для Сэма и Дина тот же Бобби в тыщу раз более родной человек, чем кузены и вернувшийся с того света дед.
Что Дин от всех этих Кэмпбеллов не в восторге, стало ясно еще в первом эпизоде. Но с другой стороны, непонятно, чем они ему так уж насолили? Не очень с ним любезны? Да, на шею ему никто не бросился, его авторитет никто не признал, так ведь и он большого уважения никогда не проявлял, наоборот – всех учить порывался. Понятно, что людям это не нравится. Понятно, что и ему неуютно в таком окружении. «Взаимоотношения – это улица с двусторонним движением», как однажды сказал Дин своему брату. В маленьком мирке Кэмпбеллов отношения уже сложились, авторитет Сэмюэля непоколебим, Гвен и Кристиан опытные охотники, ни в чьей опеке не нуждаются. Сэм там уже свой, но Дин еще чужак. А любому новичку – родня ты или нет – надо сначала уважение заслужить, доказать крутизну на деле, а не гонор свой демонстрировать. Да и элементарное чувство благодарности проявить не мешало бы. Они же с джиннами в первом эпизоде расправились, Сэмюэль спас Дина своим антивампирским зельем, Гвен голову вампиру отрубила…
Забавно. Дин относится к семье Кэпбеллов так же, как Лиза к семье Винчестеров. Оба считают, что знают вполне достаточно, чтобы судить, и оба не имеют для этого никаких оснований.
Дин говорит, что Дед – это не отец. В подтексте этой фразы: «Он хуже, чем отец». А почему? Да, Джон Винчестер вырастил сыновей, но все «семейные» (в традиционном смысле слова) отношения остались в далеком прошлом – в детстве Дина и Сэма. Когда ребята подросли, семья превратилась в казарму, отец – в сержанта-наставника. А потом папочка и вовсе бросил любимых чад под надуманным предлогом «им же лучше будет». Почему Дин считает, что Дед обращался бы с ними хуже? Он же вырастил их мать, и, насколько я помню, она его очень любила и уважала.
Нет, думаю, дело здесь не в Сэмюэле, как таковом. Просто Дин относится к такому типу людей, которые выбирают себе икону один раз в жизни. Для него семья – это папа Джон, мама Мэри, братик Сэмми, и живет эта семья лишь в его воспоминаниях. А все остальные будут чужими просто по определению. В частности, так случилось и с Адамом.
И все же мне показалось, что финал эпизода явно сильнее, чем начало.
Вся сцена с Альфа Вампиром очень хороша. В этой клетке он мне чем-то Ганнибала Лектора напомнил. И ноготок он себе классный отрастил. У меня одна знакомая за большие деньги себе такие же клеит, только с цветочками)))
СЭМ: Но если ты первый… откуда взялся ты сам?
АЛЬФА: У всех есть матери. Даже у меня.
ДИН: Что это значит? (Альфа ухмыляется) И что это за нашествие вампиров в последнее время? Я к тому, что это похоже на…
АЛЬФА: На подготовку к войне.
СЭМ: Почему? Что происходит? Зачем Сэмюэль притащил тебя сюда?
АЛЬФА (втягивает носом воздух): От тебя веет холодом. У тебя нет души. Вот так дела. Ты ощущаешь внутреннюю пустоту? Каково это – не иметь души? Ответь мне.
СЭМ: Сначала ты. Это ты в клетке сидишь.
АЛЬФА: Дело в том, что ситуация с душой… если она у вас, конечно, имеется… предсказуема. Вы умираете и отправляетесь в Рай или в Ад. А куда деваются такие, как я?
ДИН: Ладно, завязывай со своими проповедями, урод.
АЛЬФА: Я пытаюсь ответить на вопрос. Итак, когда мы, уроды, умираем… куда мы отправляемся? Не в Рай, не в Ад. А куда?
ДИН: В Леголэнд?
АЛЬФА (со вздохом): Подзабыли Данте, мальчики?
СЭМ: Чистилище.
ДИН: Чистилище? Оно и правда существует?
АЛЬФА: Вот бестолочь. (Ухмыляется) Конечно! И там полно душ самых голодных тварей, которые когда-либо ступали по земле – вроде меня. А вот где оно находится? Это тайна. И именно эту тайну пытается выбить из меня ваш добросердечный дедуля.
СЭМ: Сэмюэль притащил тебя сюда, чтобы… выяснить, где находится Чистилище?
АЛЬФА: Я все время ему твержу… откуда мне знать об этом? Но он отказывается меня развязать.
СЭМ: Ты явно знаешь, где это место. С чего бы Сэмюэля волновали такие вещи.
АЛЬФА: Они его и не волнуют. Он делает то, что ему велят.
ДИН: Так, если старый хрыч – марионетка… кто же дергает за ниточки?
Вот к кому надо было идти на диагностику! Это Кас мучил Сэма, во внутренностях у него копался… Альфа отсутствие души просто унюхал!
И здесь снова всплывает, как сказал бы Кас, «интересный философский вопрос». А есть ли вообще душа у монстров – вампиров, оборотней, демонов? И куда, действительно, они попадают после смерти, или как у них там кончина называется? Если в Чистилище, как намекает Альфа (причем, поминает при этом Данте! – см. комментарии к обзору), это уже такое АУ, что все СПНовские ангелы просто суперканоничными кажутся! Чистилище – это же нечто промежуточное между Адом и Раем. Что-то типа места временной ссылки для душ, за не очень серьезные грехи. Отбыв наказание, души имеют хорошие шансы вступить в Царствие Небесное. И туда, значит, еще и монстры попадают? Хоть не люблю я этого слова, но иначе не скажешь: очешуеть.
Ладно, тут все равно безумия полно… Одним больше, одним меньше… Даже если и так, зачем пытать всех этих монстров? Откуда им знать, где это Чистилище? Они ж туда только после смерти попадают и вряд ли возвращаются обратно. Это все равно как человека спросить, где находится Рай. Или Ад. Тогда уж надо призраков монстров отлавливать. И вообще – Альфа, хоть и монстр, а выглядит тут весьма разумным… в отличие от некоторых.
Явление Кроули оказалось для меня приятным сюрпризом. Забавное впечатление – наиболее естественными персонажами выглядят два главных злодея эпизода: Альфа и Кроули. А во всех остальных какая-то фальшь чувствуется. И не в том смысле, что они врут. Просто… чужие они какие-то, не СПНовские – как будто из другого сериала забежали.
КРОУЛИ: Да, это было эффектно.
СЭМ: Кроули?
КРОУЛИ: Привет, мальчики. Вот ведь нечаянная радость.
СЭМЮЭЛЬ: Немедленно верни Кристиана.
КРОУЛИ: Не понял?
СЭМЮЭЛЬ: Моего племянника! В которого ты только что вселил демона!
КРОУЛИ: А-а. Нет, я уже давно сделал его одержимым. Правда, Сэмюэль. Я присматриваю за своими инвестициями.
ДИН: Эй, эй, эй… погодите. Вы знаете друг друга?
КРОУЛИ: Не в библейском смысле. Я бы сказал, наши отношения носят в основном деловой характер.
СЭМ: Значит, ты – шестёрка Кроули.
СЭМЮЭЛЬ: Это не то, что ты думаешь.
КРОУЛИ: Это именно то, что ты думаешь. За отловленного Альфу его ждет награда.
ДИН: С каких это пор ты стал интересоваться вампирами?
КРОУЛИ: С тех пор, как… что у нас сегодня… пятница? Надо подумать… не суй нос не в свое дело.
СЭМ: Ты можешь поделиться с аудиторией, Кроули. Мы знаем, что ты ищешь Чистилище.
КРОУЛИ: Значит, вы в курсе?
СЭМ: Да. Может, расскажешь, зачем тебе это?
КРОУЛИ: А разве это не очевидно? Территории, территории, территории. Я исследователь. Чистилище – это обширный, неосвоенный участок по соседству с Адом, и я хочу его заполучить.
ДИН: Зачем?
КРОУЛИ: Лучше заткни пасть. Работники не задают вопросов хозяину.
ДИН: Мы не твои работники.
КРОУЛИ: Конечно, вы мои работники! Уже какое-то время, спасибо дедуле. Я ведь держу при себе нашего лысого друга не из-за его остроумия, ясно? Сэмюэль многое знает. На самом деле, больше, чем любой из вас. Он – ходячая энциклопедия всяких мерзких тварей. И я знал… вы оба настолько зациклены на этой глупой идее верности семье, что если он прикажет вам прыгать, вы поскачете, как лягушки.
ДИН: Ну, ладно – игра окончена.
КРОУЛИ: Ну, ладно – боюсь, что нет. Не окончена, если вы хотите, чтобы Сэм получил назад свою душу.
СЭМ: Ты блефуешь
КРОУЛИ: Расскажи им, Сэмюэль.
СЭМЮЭЛЬ: Он вытащил нас обоих – меня и Сэма.
СЭМ: Что? Ты знал?
ДИН: Нет, Кас говорит, что нужно силищу иметь немереную, чтобы что-то оттуда вытащить, а ты всего-навсего паршивый демон перекрестка.
КРОУЛИ: Был паршивым демоном перекрестка. А сейчас я Король Ада. Поверь, у меня достаточно сил. Я могу щелкнуть пальцами, и Сэм получит назад свою душу. Или ты окажешься без нее… Повыступай еще, и я упрячу Сэма обратно в ту дыру. Даже представить не могу, каково там… а я могу представить себе очень многое. Ну что, договорились? Я – Чарли, вы – ангелы. Работа достаточно простая – доставлять мне тварей. И самых крутых, пожалуйста. Все останутся довольны. Рад был встрече. Скоро увидимся.
Ну, правда о Сэмюэле не особо удивила. Конечно, я не думала, что это будет Кроули, но еще с 6.02 ясно было, что Дедуля на кого-то пашет. Звонил же он тогда кому-то с отчетом о провале. Значит, это Кроули его вытащил? Вполне возможно. Но вот насчет Сэма… Если обоих вытащил Кроули, почему один оказался без души? Конечно, это могло быть уловкой, чтобы было чем Сэма шантажировать. Но можно было бы и Сэмюэля без души оставить – еще лучше бы охотился. К тому же, в эпизоде все эти факты мы узнаем от Сэмюэля, а тот, надо полагать, знает об этом исключительно со слов самого Кроули – «самого честного из всех честных демонов». Ох, не верю я, что все так просто…
Ай-яй-яй… Сэму ли упрекать Деда в шашнях с демоном? Уж кто-кто, а он сам в свое время… Вроде бы пропажа души не стерла память (кстати, как такое возможно?). Хотя, может, потому и упрекает, что чувство стыда утрачено. А в 6.04, когда Бобби устроил обоим разнос за эгоизм, Сэм вроде бы казался пристыженным. Наверное, притворялся… Зачем-то.
Странно, если уж демон Кроули, Король Ада, не знает, где Чистилище, откуда это монстрам-то знать? Или демоны не монстры?
Вообще идея с Чистилищем любопытная. Только вот монстров приплели ни к селу, ни к городу. На мой взгляд, все линии сами по себе интересные, а вот воедино их свели топорно. Просто связали узлом, и ладно…
Финальный диалог братьев ясно дает понять, что второй (после 6.01) пик сюжета пройден, и теперь ожидается относительное затишье до очередного всплеска в 6.11.
СЭМ: Простой расчет – разве у нас есть другой вариант?
ДИН: Мы могли бы перерезать ему глотку.
СЭМ: А как я верну себе душу? Я просто хочу сказать, что, на мой взгляд, нам надо подыграть ему – по крайней мере, в данный момент.
ДИН: Я в свое время разные глупости совершал, но что б пахать на демона?
СЭМ: Слушай, это ведь только до тех пор, пока мы не отыщем другой способ.
ДИН: А что потом?
СЭМ: А потом мы выследим Кроули, и этот гад получит за все сполна. Ты со мной, Дин?
Эх, охотнички! Если так хочется Кроули глотку перерезать, чего ж отпустили-то его в 6.04? Ведь в руках у вас был! В благородство решили поиграть…
Дин верен себе. Дилемма «Использовать шанс вернуть душу Сэма, работая на Кроули, или быть принципиально правильным охотником» решается у него в пользу принципов. Так проще. Сэм предлагает компромисс, который вовсе не гарантирует успех, но это шанс. И теперь уже он зовет за собой Дина: «Ты со мной, Дин?».
А самое интересное в том, что нам не дали услышать ответ Дина. То есть вы можете предположить, что он согласился, но это будет всего лишь ваш личный домысел…
В связи с этим еще раз насчет задумки авторов.
Теперь уже совершенно ясно, что холивар разведен совершенно сознательно. Мало того, что зрителей оставляли в неведении целых шесть эпизодов (плохо не то, что в неведении, а то, что так долго – 1-2 эпизодов вполне бы хватило), но даже теперь, когда причина раскрыта, напряженность только возрастает. Потому что авторы не дают ответа на самый главный вопрос, который, кстати, в первую очередь Дин задает Касу: «Но это по-прежнему Сэм?».
Тут авторы, безусловно, поступили нечестно. Они просто оставили вопрос открытым, видимо, решив, что так будет гораздо интересней. Кас уклончиво отвечает: «Ты задаешь очень интересный философский вопрос». Абсолютно верный ответ. Только это же не научная дискуссия. Авторы уже столько нагородили в этом сериале, что вполне могли бы как-то определиться и на этот счет! Если уж они на полном серьезе говорят о том, что в Чистилище души монстров попадают… могли бы и здесь что-то выдумать. Но они не выдумали, предоставив персонажам сериала и зрителям выдумывать это самим. Как и следовало ожидать, каждый выдумал что-то свое.
Для меня Сэм – это все-таки Сэм, человек с насильственно искалеченной психикой. Ведь его нельзя в полной мере назвать РобоСэмом или Сэмминатором – одним словом, бездушным роботом. Душевных проявлений у него навалом – примеры я приводила – просто стёрты некоторые очень важные понятия, относящиеся к категории «человечность». Кстати, в наши дни многие из этих понятий стерты у вполне реальных людей, которые при этом не спасали мир от Апокалипсиса, обрекая себя на вечные муки, и никогда не боролись со Злом. Так вот… я вижу в Сэме пострадавшую сторону, а Дин, судя по всему, смотрит на Сэма, как на совершенно чуждое, непонятное, опасное, подлое существо. Брата он любит, но не этого, испорченного, который рядом и которого трудно любить, а того – хорошего, который остался в его памяти. А этот Сэм для него всего лишь тушка, зомби. Поэтому и обращается он с ним соответствующе.
Кстати, здесь авторы очень верно выдержали характер. Понятно, почему Дин думает именно так. Так проще. Дин никогда не пытался ни вникнуть в ситуацию, ни понять другого человека – и это относится не только к Сэму. Классический пример – диалог из «Блюза на перекрестке», когда Дин упрекает в эгоизме мужчину, продавшего душу ради спасения жены. Ему и в голову не приходит, что очень скоро он сам поступит точно так же. И для себя у него всегда находятся оправдания. Дин не меняется, нисколечко. К примеру, в шестом сезоне он даже не пытается понять Лизу. Он судит исключительно по себе и рубит сплеча. Так проще.
Но пусть уж лучше так. Потому что мысль о том, что Дин всё понимал, но, тем не менее, относился к Сэму, как к нечеловеку, меня просто убивает.
Комментарии к обзору
Название эпизода повторяет название комедийного сериала (1989-1998).
Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о Чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562 г.
Согласно учению Римско-католической церкви о Чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию в Чистилище после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает врéменную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.
Считается, что с началом Страшного суда Чистилище будет упразднено, однако до этого момента грешники остаются там до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом.
Вера в Чистилище обнаруживается уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его. Православие также отрицает существование Чистилища.
Задолго до официального принятия постулата о Чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».
Концепция Чистилища в «Божественной комедии»
Данте изображает Чистилище в виде огромной горы, возвышающейся в южном полушарии посреди Океана. Она имеет вид усеченного конуса. Береговая полоса и нижняя часть горы образуют Предчистилище, а верхняя опоясана семью уступами (семью кругами собственно Чистилища). На плоской вершине горы Данте помещает пустынный лес Земного Рая.
• Предчистилище
— Подножие. Здесь новоприбывшие души умерших ждут доступа в Чистилище. Умершие под церковным отлучением, но раскаявшихся перед смертью в своих грехах, ждут в течение срока, в тридцать раз превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью».
— Первый уступ. Нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием.
— Второй уступ. Нерадивые, умершие насильственною смертью.
• Долина земных властителей (не относится к Чистилищу)
• 1-й круг. Гордецы.
• 2-й круг. Завистники.
• 3-й круг. Гневные.
• 4-й круг. Унылые.
• 5-й круг. Скупцы и расточители.
• 6-й круг. Чревоугодники.
• 7-й круг. Сладострастники.
• Земной рай.