Да уж… название эпизода энтузиазма не вызывало, поскольку не оставалось ни малейших сомнений в том, кому отводится роль «непрощенного». [1] Вдобавок я слышала краем уха, что в этой серии говорится о женщинах, которые погибли, переспав с Сэмом… Перед глазами мелькали жуткие картины: маньяк Сэм после секса режет на мелкие кусочки своих партнерш или, как минимум, насилует их в извращенной форме… Ясно же, что авторы не упустят возможность окончательно заклеймить бездушного Сэма, навесив на него ярлык монстра-убийцы не только на словах, но и на деле. В конце концов, я все-таки решила посмотреть эпизод, дав себе слово выключить телевизор, если станет совсем невмоготу.
Но, как часто бывает, оказалось, что у страха глаза велики…
читать дальше
* * * * *
В сюжете много флэшбэков. У меня вообще сложилось впечатление, что основные события эпизода относятся к прошлому, для которого настоящее служит лишь тонкой оправой.
Надо сказать, что я периодически путалась в этом рваном ритме повествования, именах и похожих друг на друга тетках, поэтому хочется проследить сюжет эпизода отдельно для прошлого и для настоящего. И начну я с того, что интересней – с прошлого.
.
* * * * *
За год до событий эпизода 6.13 вернувшиеся с того света Сэм и его дед Сэмюэль охотились в городе Бристоль на древнего паукообразного монстра Арахну. Заняться этим делом им пришлось после того, как в городе стали пропадать мужчины в возрасте от тридцати до сорока лет. Опрашивая местное население, охотники, как обычно, прикрывались липовыми удостоверениями федералов. Особенно тесным сотрудничество получалось у Сэма, который периодически запрыгивал в постель к свидетельницам, а иногда обходился и вовсе без постели.
По ходу дела охотники доверились местному шерифу Рою Добсу и его жене Бренне, которые почему-то поверили сказкам о сверхъестественных монстрах. Чтобы не тратить зря время на прочесывание обширной территории, Сэм решил поймать монстра «на живца», а в качестве приманки выбрал шерифа. Дождавшись, когда Арахна схватит ничего не подозревавшего мужчину, охотники отыскали ее логово по включенному GPS-сигналу на мобильнике. В каком-то заброшенном здании они нашли всех пленников, завернутых в коконы из паутины и отравленных ядом монстра. Арахна попыталась приобщить охотников к своей коллекции, но те справились с ней достаточно легко, и Сэм прикончил сверхъестественную паучиху, отрубив ей голову. Невзирая на мольбы шерифа, Сэм хладнокровно застрелил его и всех пленников, пояснив Сэмюэлю, что их все равно уже нельзя спасти. Напоследок охотники подожгли логово Арахны, посчитав, что таким образом избавятся от улик.
Увы, спустя год выяснилось, что все похищенные мужчины уже были обращены в монстров, подобных Арахне. Ни пули, ни огонь не могли их умертвить. Но в тот момент ни Сэм, ни Сэмюэль об этом не подозревали, поэтому стремились поскорее убраться из города. Им не повезло – уже на шоссе их машину остановил помощник шерифа. Заметив, что Сэм ранен, он попытался арестовать чужаков, разуверившись в их легенде. Стремясь любой ценой отделаться от полицейского, Сэм жестоко избил его, после чего охотники уехали, бросив на дороге бесчувственное тело.
* * * * *
Как ни грустно признать, эта пара – Сэмюэль и РобоСэм гораздо больше похожа на охотников, чем «классические» Сэм и Дин, которые в профессиональном плане выглядят порой какими-то романтическими дон кихотами. За что их и люблю. Но, если исходить из жестокой правды, старая пословица права: «с волками жить – по волчьи выть». Именно так в свое время поступал весьма нелюбимый мною охотник Гордон. Разумеется, Винчестеры живут не с волками, но и не только с людьми, увы. Недаром такой опытный профессионал, как Сэмюэль, ужасаясь бездушию Сэма, в то же время признает, что внук отличный охотник, если вообще не самый лучший.
Нет-нет, бездушный Сэм мне совсем не нравится – всю половину сезона мучилась из-за этой безумной идеи авторов, но что, если попытаться взглянуть на РобоСэма объективно?
Все, что делает РобоСэм, он делает не с корыстными целями и не от безделья развлекается. Как ни крути, он уничтожает нечисть, причем совершенно бескорыстно, и это вовсе не само собой разумеется. Я еще в 6.01 удивилась – на кой бездушному такое понадобилось? По сути, плохо только одно: для него все средства хороши. Хотя один неглупый, но циничный демон верно заметил: «лес рубят – щепки летят». Щепки будут всегда. Весь вопрос в их количестве, но тут уж трудно без души сориентироваться – даже с душой не всегда есть готовые ответы.
Сексуальные подвиги Сэма к грехам вообще никакого отношения не имеют. Он никому не изменяет, никого не насилует, брачными аферами не занимается. Насколько я поняла, на него дамочки (порой замужние, но это уже изъяны их морального облика) сами вешались и, если вспомнить 6.02 и 6.09, оставались очень довольны. Точно так же, кстати, девицы вешались и на Дина, который в первых сезонах вел отнюдь не монашеский образ жизни. Но почему-то его любовные похождения были показаны весело и с симпатией, в то время как Сэм «подан» каким-то извращенцем. Можно подумать, Дин имел своих партнерш в романтической обстановке при свечах и на шелковых простынях, а Сэм трахает все свои жертвы исключительно в сортирах. Думаю, Дин тоже не брезговал ни сортирами, ни задним сиденьем Импалы… и красоты особой во всем этом тоже не наблюдалось. Перепихнулся по-быстрому – и ладно…
Понятно, что женщины Сэма из эпизода 6.13 выглядят его жертвами, поскольку за эту связь они расплатились жизнью. Но разве бездушие Сэма тому причиной? Никто и предположить не мог, как обернется дело. Эти женщины были не нужны арахна!Рою. Он тоже использовал их, как приманку, чтобы заманить Сэма в город и рассчитаться с ним. А желающих отомстить Винчестерам всегда было предостаточно. Как сказал бы все тот же циничный ЖГД: дамочкам «не повезло». И в далеком первом сезоне какой-нибудь монстр или демон вполне мог поступить аналогично, чтобы заманить в ловушку Дина. Кстати, уже в 6-м сезоне примерный семьянин Дин все равно стал невольной причиной смерти своих друзей. Джинны в первую очередь хотели отомстить ему, а соседи просто под раздачу попали. Жили бы они в другом месте, возможно, и уцелели бы. Так что, с душой или без души, Винчестеры всегда были смертельно опасны для окружающих и кто знает, кому не повезет в следующий раз.
Конечно, по ходу дела авторы не упустили возможность показать равнодушие Сэма к некогда главной ценности Винчестеров – к семье. В разговоре с Бренной на вопрос, есть ли у него другие родственники, Сэм отвечает: «Семья только мешает». Печально такое слышать, но ведь Дин пришел к такому же выводу в эпизоде 5.03:
ДИН (Кастиэлю о Сэме): Я столько времени потратил, заботясь об этом маленьком ублюдке. Да я с тобой за одни сутки повеселился лучше, чем с Сэмом за многие годы, а ты совсем не такой прикольный. Забавно – я был так привязан к своей семье, но теперь, оставшись в одиночестве, я доволен.
Дин сказал это не с горяча, не спьяну, не в бреду, не будучи одержимым… И его душа была при нем. Да и у папы Джона в последний год жизни потребность в семье как-то странно выражалась. Избегал он своих сыновей под предлогом большой любви… Не перезвонил даже после сообщения Сэма о том, что Дин умирает. Так, может, и правда, охотнику лучше быть одному? И дело вовсе не в наличии или отсутствии души?
Самый серьезный грех РобоСэма – это, конечно же, подставленный шериф. Такой поступок абсолютно неприемлем с точки зрения человеческой морали, хотя совершенно логичен для человека без души/совести, который руководствуется исключительно целесообразностью. План Сэма был самым быстрым и надежным. «Щепки» в расчет не принимались. Кстати, эта же ситуация зеркальным образом повторяется в эпизоде 6.05 уже в отношении Дина. Странно, что авторы не смогли выдумать что-то другое для разнообразия.
Бесчеловечность поступка заключается не в ловле «на живца» – думаю, всем охотникам, периодически приходилось прибегать к такому способу. Работа у них такая – жизнью рисковать. Но при любом раскладе «приманка» должна идти на подобный риск с открытыми глазами, своей жизнью должен распоряжаться сам человек, а не кто-то другой.
Что еще натворил РобоСэм? Покончив с Арахной, он убил пленников, которых та успела отравить своим ядом, и сжег здание. А что еще оставалось? Просто смыться? Забрать всех с собой? Вызвать скорую помощь? Придумать байку о нападении пауков-мутантов и, скорее всего, застрять в тюрьме?
Даже беглый осмотр показывал, что ребята уже не жильцы. Мало того – они были отравлены сверхъестественным существом, а это могло повлечь совершенно непредсказуемые и ужасные последствия, причем в любой момент. Так что Сэм должен был не только их убить – по правилам охотников ему следовало отрубить им головы, посолить и сжечь. В этом он действительно лоханулся, но ведь у него не было никакой информации об Арахне. Он не мог знать, что она намерена не перекусить, а продлить свой род. И времени на размышления у них тоже не было. Точно такой же облом ждал бы и другого охотника. При любом раскладе новообращенные благополучно разбежались бы, попутно перекусав окружающих.
Да, когда Сэм убивал жертвы Арахны, он не знал о том, что это уже не люди. Он просто знал, что им не поможешь и, думаю, действительно хотел избавить их от страданий. Да и подстраховаться не мешало – дело-то сверхъестественное. Кстати, в свое время Дин упрекал младшего брата за слабость, когда тот не выстрелил в убегавшего парнишку, предположительно зараженного кроатонским вирусом. Тогда они еще ничего не знали наверняка, но Дин считал, что надо перестраховаться. И он был абсолютно прав – в такой игре ставки слишком высоки.
Так что как раз в этом поступке РобоСэма я не вижу жестокости – просто ему сделать такой шаг было гораздо проще, чем обычному человеку, которому потребовалось бы немалое мужество. Или отсутствие души. Но и обычным охотникам, с душой, приходилось убивать смертельно раненых – на войне как на войне. Да и в мирной жизни существует такое понятие, как «эвтаназия». Хотя, конечно же, подобные ситуации всегда неоднозначны и вызывают много споров.
И последнее – чем завершилась та охота, и с чего начался эпизод. Безусловно, Сэм перестарался, избивая помощника шерифа. Нет, как-то избавиться от него все равно надо было. При исчезнувшем шефе полиции и с такой уликой, как рана на плече, они могли в лучшем случае рассчитывать на побег из местной тюрьмы. Поскольку совершенно ясно, что байка о пауках-мутантах не прокатит, а их легенда о федеральных агентах рассыплется, как карточный домик. Так что фраза Сэмюэля о том, что можно было бы все уладить «мирным путем» (это под дулом пистолета представителя власти!) выглядит полным абсурдом. Если только дедуля не имел в виду очень крупную взятку.)) Другое дело, что Сэм мог бы так не усердствовать, а постараться вырубить парня с одного удара. Но, видимо, жестокое избиение заводит людей – и с душой, и без нее… А если уж по-взрослому к делу подходить, такие опытные охотники вполне могли бы придумать, как прикрыть окровавленный рукав Сэма – хотя бы курткой деда – пока они в машине сидели. Авось и проскочили бы… Ясно же, что рана сразу станет поводом для ареста.
И напоследок об одном моменте из флэшбэков, который вызвал у меня недоумение. Я поведение Сэмюэля имею в виду. За первую половину шестого сезона у меня сложилось впечатление о Сэмюэле, как о решительном, жестком, авторитарном командире. Профессиональном охотнике, которого родня уж точно слушается. Тем более удивительно было видеть в этом эпизоде о событиях годичной давности какого-то… жалкого шестерку. Периодически он порывался Сэму возразить, но настолько робко, что это и протестом-то не назовешь. Такое впечатление, что он Сэма просто боится, хотя это плохо согласуется с уже сложившимся образом. И даже если боится, зачем тогда вместе охотиться? Дин что-то не особо с бездушным Сэмом церемонился – и орал на него, и бил, и нотации читал – уму-разуму учил… И Сэм все это покорно терпел и слушался. А тут получается, что Сэм вообще деда в грош не ставит, и тот мирится с такой унизительной ролью. Если Сэмюэль считал, что Сэм не должен был избивать помощника шерифа, кто мешал ему вступиться? Вдвоем они могли бы запросто связать парня, а Сэмюэль просто стоял и смотрел. Если он был так уверен, что они не должны подставлять Роя, кто мешал втихаря предупредить шерифа, а потом жестко поговорить с Сэмом – поставить все точки над «i»? А Сэмюэль только что-то мямлил и покорно шел на поводу.
Разумеется, все это не оправдывает РобоСэма, но фактически уравнивает его с дедом. Вернее, деда с ним. Да и просто непонятна такая метаморфоза.
* * * * *
Ладно, с прошлым покончено. Что случилось в настоящем?
Сэм, который ничего не помнит о событиях годичной давности, получает таинственную эсэмэску с координатами. Выяснив, что в том районе бесследно исчезли несколько женщин, братья приступают к расследованию.
По ходу дела к Сэму частично возвращается память. Он встречается с женщиной, которая даже спустя год (!!!) не может забыть секса с «роботом». Встречается с некогда избитым помощником шерифа, который, конечно же, запирает его в тюремной камере. Встречается с Бренной – женой подставленного шерифа, которая удивительно легко верит в амнезию и желание Сэма продолжить расследование. Поэтому она выпускает Сэма из камеры, снабдив всеми документами по тому делу… Каждое вернувшееся воспоминание очень тревожит Дина, который понимает, что в Стене образуется все больше трещин. Он пытается уговорить Сэма бросить охоту и уехать, но Сэм не хочет слушать никаких доводов, считая, что должен исправить все зло, причиненное РобоСэмом.
Итак, Винчестеры остались в городе. Дин выяснил, что все пропавшие женщины год назад переспали с РобоСэмом. Сэм вспомнил все детали прошлогодней охоты. Обращенный в арахну Рой пришел к своей жене, сказал, что любит ее, та впустила его в дом, и, судя по всему, он все ей рассказал. После этого Бренна позвонила Сэму и попросила его зайти. Охотники были готовы к сюрпризам, но в ловушку все-таки угодили. Арахна!Рой спеленал их паутиной по рукам и ногам, после чего прояснил недостающие детали: что, когда Сэм выстрелил в него год назад, он уже не был человеком; что все пленники тоже обратились в монстров; что пули и огонь им не повредили, и они благополучно удрали; что он целый год лелеял надежду отомстить; что это он заманил Сэма в город, отправив эсэмэску с координатами и похитив его бывших пассий; что он обратил женщин в монстров, и они живут теперь среди людей; что он еще не решил, как отомстить Сэму – убить или обратить в себе подобного…
Видимо, он слишком долго раздумывал, потому что Дин успел дотянуться до осколка стекла, перерезать паутину и наброситься на арахна!Роя. Но еще неизвестно, чем бы закончилась эта схватка, если бы Бренна не освободила Сэма, который и прикончил монстра, отрубив ему голову. Попытка Сэма извиниться перед Бренной закончилась провалом, что, естественно, усугубило терзания. Перед самым отъездом из города Сэм признался брату, пытавшемуся облегчить ему груз вины, что считает себя ответственным за все деяния РобоСэма. Посреди разговора он внезапно упал на пол, уставившись в потолок широко распахнутыми глазами. Из Стены вывалился первый крупный кусок, и Сэм закричал, когда на него обрушился Ад, заполняя рассудок болью и пламенем.
* * * * *
Какие детали запомнились из настоящего?
Показалось забавным, что все пропавшие девицы оказались длинноволосыми брюнетками. Вкусы РобоСэма и Джареда Падалеки в чем-то совпадают). А та «хищная штучка» вообще чем-то Женевьев напоминает…)) Удивительное дело – даже известного в прошлом ловеласа Дина впечатлили сексуальные подвиги бездушного брата, мало того – Дин это признал! Кстати, а причем тут вообще душа? Сэм ничем не обидел тех тёлок. Почему же он не мог жить полной жизнью и при наличии души? Видимо, у некоторых особей мужского пола душа все-таки подавляет либидо – замещает его чувством вины, ложной скромности и глобальными проблемами Добра и Зла. А с такими мыслями не до секса)
Увы, больше ничего забавного вспомнить не могу. Потому что все проблемы настоящего сводятся к вопросу, который, как я понимаю, станет лейтмотивом всех оставшихся эпизодов 6-го сезона: «Сэм это был или не Сэм». Иными словами, должен ли отвечать обретший душу Сэм за грехи своего бездушного двойника. Не собираюсь снова разводить тут бодягу, которая расползлась уже по всем обзорам. Думаю, мое мнение и так понятно. Скажу только, что сейчас упертость Сэма («Зажигалка была у меня…», «это был я…», «я должен все исправить…» и пр.) показалась мне вдруг несколько эгоистичной.
Ведь Сэм уже все знает. Он прекрасно понимает, зачем в его голове установлена Стена, и что случится, если она рухнет. А еще он знает, что вернуть его душу было очень и очень непросто. И теперь уже неважно, каковы были мотивы Дина – важно, что он все-таки это сделал, и все прошло относительно гладко. Разве не безумие так расточительно обращаться с великой удачей, которая им обломилась? Ведь второго шанса у Сэма уже не будет, и никто не знает, что случится в случае разрушения Стены. Может, он умрет сразу, а, может, превратится в «овощ» или сойдет с ума, как предрекал Кастиэль. Как с ним тогда быть? Дин должен будет превратиться в вечную сиделку или сдать брата в богадельню? И хорошо еще, если возьмут… (Ну, теперь-то мы знаем, как оно будет, но тогда, еще никто ничего не знал) Мне кажется странным, что Сэм об этом не думает, зациклившись на исправлении неблаговидных поступков своего двойника годичной давности. Шансы весьма призрачны, к тому же всем известно, что в большинстве случаев лучше не будить спящую собаку.
И все-таки Сэма тоже можно понять: он стал прежним, а, значит, просто не может иначе. Вот ведь парадокс: получивший душу Сэм может выжить только под защитой Стены, но именно обретенная душа заставляет его разрушать эту Стену.
СЭМ: …послушай, Дин, мне начинает казаться, что… что я сотворил здесь нечто ужасное, и мне плевать, что продолжать расследование опасно. Я должен все исправить. Потому что теперь у меня есть гребаная душа, и… и она не позволит мне уйти. Я остаюсь. И мне нужно, чтобы ты прикрыл меня.
А еще вызвал недоумение финал. Я так и не поняла, по собственной воле Бренна позвонила Сэму или ее заставил Арахна!Рой? Когда Винчестеры вошли в сарай, она в первую очередь спросила Сэма, правду ли рассказал ей бывший муженек – такое впечатление, что ее интересовало только это. Она даже не пыталась предупредить Винчестеров о нападении, поэтому вполне возможно, что ее и заставлять не пришлось. К тому же Арахна!Рой оставил ее на свободе и ничего плохого ей не сделал – во всяком случае, пока. Значит, он ей вполне доверял и не считал, что она может помешать его мести. Тем более, странно тогда, почему уже связанный Сэм просит монстра отпустить Бренну? Она вроде бы и так не пленница…
Понятно, что известие о предательстве Сэма шокировало Бренну, но такое впечатление, что ее нисколько не шокировала новая ипостась бывшего мужа. Во всяком случае, я не увидела даже намека на страх. Пусть этот монстр и похож на любимого человека, пусть он и пострадавшая сторона, но это уже не человек, а самый настоящий монстр. Который убивал, и будет убивать. Который на ее глазах обматывал Винчестеров паутиной (жаль, нам не показали… интересно, откуда он ее вытаскивал?) Это ж какие крепкие нервы надо иметь! А ведь Бренна даже не охотник. Да у нее вообще должна была бы крыша съехать, а она выглядела практически спокойной. Одним словом, мне эта сцена показалась очень неестественной.
Конечно же, Сэм не мог не попросить прощения у Бренны. Конечно же, она не смогла его простить – говорить было не о чем, так что женщина просто захлопнула перед ним дверь. И хорошо, что Сэм не делал больше попыток объясниться. Содеянного не исправишь, а рассчитывать хоть на какое-то понимание можно только, рассказав всю правду: про Апокалипсис, Люцифера, Клетку, пропавшую и возвращенную душу… Думаю, Сэм должен был прекрасно понимать, что это уже слишком. Удивительно, что тогда, в прошлом, шериф с женой не сдали охотников в дурдом, узнав про их «бизнес». Но всему есть предел, а вымаливать прощение, ссылаясь на то, что «так получилось», просто глупо. Да, сделанного не воротишь, и Бренна никогда не сможет его простить, но, думаю, завершив старую охоту, Сэм мог бы сам себе отпустить хоть какой-то грех. Мог бы. Но не отпустил.
ДИН (Сэму): Ты в порядке?
СЭМ: Ты был прав. Не следовало сюда возвращаться.
ДИН: Ну, ты же все-таки убил, гм… человека-паука.
СЭМ: Значит, ты хочешь сказать, что год назад я поступил хорошо?
ДИН: Я просто хочу сказать…
СЭМ: Что?
ДИН: Сэм, ты должен понять… то прошлогоднее дерьмо… каждый раз… это был не ты.
СЭМ: Давай все окончательно проясним. Это был я.
ДИН: Ладно, тебе что-нибудь принести?
СЭМ: Ты теперь что, моя официантка?
ДИН: Я просто стараюсь облегчить тебе жизнь. Чтобы ты не ныл.
СЭМ: Да я в порядке.
ДИН: Ага, на вид ты в порядке. Я только хочу сказать, что все будет хорошо.
СЭМ: Не знаю, Дин. Если я сотворил такое здесь, кто знает, сколько раз…
(Сэм прерывается на полуслове и валится на пол)
ДИН: Сэмми? Сэмми?! (подбегает к лежащему на спине Сэму, уставившемуся в потолок невидящим взглядом) Сэмми, ответь мне!
(перед мысленным взором Сэма появляется Клетка, появляются языки пламени, и он начинает кричать…)
* * * * *
Вот, собственно, и все мои соображения по 6.13. Оказалось, что бояться в сущности нечего. Эпизод 6.13 логично вписался в совершенно нелогичную сезонную арку. Как ни странно, я сейчас воспринимаю 6-й сезон гораздо легче, чем в начале, какие бы страсти-мордасти мне ни показывали. Посмотрев 12 серий, я обнаружила в «бездушной» арке столько нестыковок и откровенных ляпов, что как-то глупо расстраиваться из-за частностей. Нет, расстраиваться, конечно, можно, но только из-за общего значительного снижения планки сериала.
В 6.13 я наконец-то увидела пресловутого РобоСэма - с самого начала была уверена, что увижу нечто подобное. Он стал для меня чем-то вроде планеты Нептун, существование которой в свое время вычислили чисто теоретически, исходя из имевшихся данных. И теперь Сэм, оставаясь единым и неделимым, для меня как бы растроился))).
1. «Сэм-настоящий»
Тот Сэм, которого я видела на экране пять предыдущих сезонов, и который вернулся в эпизоде 6.12.
2. «Сэм-бездушный-но-осознающий»
Побоявшись «убить» персонаж, показывая Сэма чистым злом половину 6-го сезона (а в начале, вроде бы, планировался вообще весь сезон), авторы искусственно ввели промежуточный вариант: Сэм бездушный и «неправильный», но все же осознающий свою «неправильность» и стремящийся исправиться под мудрым руководством Сверчка Дина, который как раз и сдерживал проявление звериных инстинктов «монстра-убийцы». Зашибись. Надо же было такое изобрести! Абсолютно непонятно, откуда могло у бездушного человека возникнуть стремление к исправлению. Это так и осталось для меня самым крупным ляпом. Авторам обязательно надо было придумать хоть какой-то мотив для такой метаморфозы, поскольку РобоСэм из флэшбэков 6.13 и бездушный Сэм из первых 11-ти эпизодов – это два совершенно разных Сэма. Если первый еще может ужаснуть своим поведением, то второй уже вполне может понравиться. Так и получилось, кстати: новый «крутой» Сэм понравился многим – в частности, Джареду))).
Чтобы зрители не забыли, что Сэм все-таки «плохой», на экране периодически мелькали соответствующие доказательства. Я говорила прежде и повторяю снова – показанные грубость, похотливость, цинизм я в расчет не принимаю. Простите, но все это никак не делает человека «роботом-убийцей». Да, это яркое свидетельство изменения личности, но, в определенной степени, бездушный Сэм гораздо больше похож на охотника, чем прежний.
Самым серьезным – и единственным, на мой взгляд – пунктом обвинения стало попустительство при обращении Дина в вампира. Да, тут сказать нечего, кроме банального «Сэм не ведал, что творил». Но все-таки Дин вколотил в него простую истину «так делать нельзя», и таких обломов уже не случалось. Конечно, это не было (и не могло быть) раскаянием, но факт есть факт: больше Сэм ни разу Дина не подставлял. Получается, он не только осознает, что поступает неправильно, но и обучается. Мало того, он делает это не из страха перед наказанием, как маленький ребенок или щенок. Думаю, Сэм смог бы запросто справиться с Дином, если бы пришлось мериться с ним силой. Но он никогда этого не делал, принимая и нотации, и даже побои. Опять-таки жизнь Дину регулярно спасал, начиная с 6.01. Зачем все это «бездушному убийце»? Сэм сам признается, что ему плевать на Дина, но, учитывая все вышесказанное, верится в это с трудом.
История с Бобби, показанная в 6.11, выглядит ужасно, но, как я уже говорила, в сложившихся обстоятельствах она представляется мне естественной самозащитой. Я просто уверена, что любой человек, узнав, что он может по чьей-то прихоти превратиться из здоровяка в парализованного калеку, или спятить, или всю оставшуюся жизнь страдать от мучительной боли, уж точно сделает все, чтобы избежать подобной участи. И действительно – раз так поступают с ним, почему он не может среагировать адекватно? Сэм никогда бы не набросился на Бобби (или кого-то еще) с ножом просто так, хотя Дин почему-то говорит о Сэме, как о каком-то непредсказуемом убийце, готовом резать всех подряд ради собственного удовольствия. И зашло дело так далеко только из-за, гм… не очень умного поведения Дина и излишней самонадеянности Бобби. Непонятно, почему они, считая Сэма «роботом», все-таки ждали от него поступков обычного человека.
Одним словом, за половину сезона маловато показано грехов для «убийцы-Терминатора», которого так часто поминал Дин. А всяческие намеки на какие-то ужасные поступки Сэма за кадром, в теории как-то не особо впечатляют... Похоже, подобные мысли пришли в голову и авторам сериала. Вот так и появилась еще одна «разновидность» Сэма.
3. «РобоСэм»
Да, надо было окончательно расставить приоритеты. Причем сделать это максимально убедительно, показав на экране настоящего злодея. В каком-то смысле этот Сэм напоминает одержимого из серии «Рожденный под дурным знаком». Прием, конечно, не очень-то честный – показывать все безобразия задним числом, как бы прикрываясь «хорошим» Сэмом. Но, на мой взгляд, ради этого и был задуман весь эпизод 6.13.
Далеко не все поступки РобоСэма, показанные во флэшбэках, я готова признать смертельными грехами, но все-таки этот Сэм социально опасен. Да, он никого не убивает специально, так что в общепринятом смысле его даже нельзя назвать убийцей, но у него нет никаких нравственных ориентиров, никакого осознания собственной моральной ущербности и никакого надзора. В такой ситуации окружавшим его людям оставалось надеяться только на везение – что они не попадут в категорию «щепок». Если бы речь шла о возвращении души ему, меня никакой риск не смутил бы – будь у него хоть один шанс из ста.
И тем более странно на фоне этого Сэма выглядит Сэм-осознающий, тем непонятнее произошедшая метаморфоза. Ну, никак я не могу поверить, что такие вещи случаются сами по себе – что на РобоСэма снизошло вдруг какое-то озарение. Где-то авторы сфальшивили: либо слишком очернили одного, либо слишком обелили другого.
Понимаю, что весь обзор больше похож на речь адвоката на судебном процессе, и, признаюсь, мне это уже порядком надоело, но трудно говорить о чем-то другом, если весь сюжет построен по принципу обвинения. Нет, я вовсе не считаю РобоСэма невинной овечкой. Просто захотелось разобраться, где здесь грехи настоящие, а где считающиеся таковыми.
Досье Монстра недели
Ара́хна или Арахнея (греч. Αράχνη – паук) в древнегреческой мифологии – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон, искусная ткачиха. Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму богиню Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла. Когда Арахна решила вызвать богиню на состязание, та дала ей шанс одуматься. Под видом старухи Афина пришла к мастерице и стала отговаривать её от безрассудного поступка, но Арахна настояла на своём.
Состязание состоялось. Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась вольнодумством сюжета, показывающего неуважение к богам, и уничтожила творение Арахны. Афина порвала ткань и ударила Арахну в лоб челноком из киторского бука. Несчастная Арахна не перенесла позора; она свила веревку, сделала петлю и повесилась. Афина освободила Арахну из петли и сказала ей: «Живи, непокорная. Но ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и наказание это перейдет на твоё потомство». Афина окропила Арахну соком волшебной травы, и тотчас тело её сжалось, густые волосы упали с головы, и обратилась она в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткёт её.
По другой версии Арахна была превращена в паука за связь со своим братом, Фалангом, который был превращён в насекомое фалангу.
В эпизоде 6.13 о мифологической Арахне сказано мало:
СЭМЮЭЛЬ: Вероятнее всего это Арахна.
СЭМ: Ты сталкивался с такими тварями?
СЭМЮЭЛЬ: Никто не сталкивался – последний раз их видели на Крите, 2 тысячи лет назад.
СЭМ: Тогда что нам известно?
СЭМЮЭЛЬ: Ничего. У нас только куча предположений и полустертые картинки на греческих вазах.
Комментарий к обзору
Название
Название заимствовано у знаменитого вестерна «Непрощённый» (Unforgiven), снятого в 1992 году режиссёром Клинтом Иствудом, который исполнил в фильме главную роль. Я смотрела этот фильм, но давно. Ничего более мрачного я не видела – как сказали бы сейчас, сплошной ангст. Хотя с точки зрения кинематографического искусства – это признанный шедевр, отмеченный четырьмя Оскарами.
Некогда безжалостный убийца, а ныне вдовец, доживающий свой век с детьми на ферме, Уильям Манни уже разучился стрелять и с трудом залезает на лошадь. Но соглашается в последний раз убить за деньги: в городке Биг-Виски, которым правит жестокий шериф Малыш Билл, ковбои порезали шлюху, и другие шлюхи скинулись, чтобы кто-нибудь за нее отомстил. Что главный герой и сделал.
Такой вот незамысловатый сюжет. Но фильм настолько многогранен, что говорить о нем можно часами. Скажу лишь, что с точки зрения аналогии, выбор такого названия для эпизода 6.13 показался мне несколько странным. Так или иначе, основная коллизия вестерна в том, что закоренелый убийца на какое-то время становится «хорошим» и живет тихо-мирно со своей семьей, но через много лет возвращается к прежнему ремеслу, пусть и во имя благой цели (если месть можно назвать «благой целью»). И по ходу дела выясняется, что его «отпуск на праведную семейную жизнь» ничего не изменил. Он так и остался непрощенным за все свои прошлые грехи, потому что любое убийство – это и есть его истинная природа. Во всяком случае, я поняла этот фильм именно так, хотя в нем неоднозначно абсолютно все.
В эпизоде 6.13 я вижу полностью обратную ситуацию: Сэм Винчестер, которого уж никак нельзя назвать прирожденным убийцей, на время становится своей «плохой» противоположностью, а потом снова возвращается в исходное «хорошее» состояние. И он не может найти для себя прощения как раз не за грехи своего истинного «я», а за грехи, совершенные его антиподом.
Лишний раз убеждаюсь, что названия для эпизодов сериала выбираются безо всякой связи со знаменитым первоисточником.