"Все меняется - так справедливо считается,
Набирает разгон перемен колесо.
И, конечно же, многое в мире меняется,
Но при этом, увы, безусловно, не все."
--- А. Макаревич
Набирает разгон перемен колесо.
И, конечно же, многое в мире меняется,
Но при этом, увы, безусловно, не все."
--- А. Макаревич
За последний год у меня завелась порочная привычка угадывать по спойлерам содержание эпизода, поэтому после просмотра, в первую очередь, не над увиденным думаешь, а оцениваешь точность прогноза. Гвоздь программы в 8.06 трудно было не угадать, хотя в деталях я промахнулась.
А общее впечатление от эпизодов сейчас можно описывать как парфюмерную композицию. Для 8.06 я бы предложила такую: новизна 8.05 сменяется туманным намеком на 7.06, а трагедийные ноты 6.06, переплетающиеся с классикой 4.14 и полузабытым ароматом 1.10, ставят в этой композиции окончательный акцент . Одним словом, все в одном флаконе.
Хотя, в случае эпизода 8.06 уместнее было бы сравнение в выпивкой. Ведь в названии эпизода не только намек на тот факт, что события происходят в штате Миссури, оказавшемся в самом центре войны Севера и Юга. "Саузен комфорт" - это еще и популярный бренд американского ликера.
читать дальше
Охота
Поскольку у меня завелась еще одна порочная привычка - заглядывать перед просмотром в обсуждения - я видела много гневных упреков в примитивности фоновой истории. Фоновой потому, что в этом эпизоде все-таки основной темой стали винчестерские разборки и затесавшийся в них Гарт. Как было сказано при описании "парфюмерной композиции", чувствуется определенная аналогия с "Медиумами". Как и в 7.07, отношения подошли к точке кипения, Сэм считает себя обиженной стороной, Дин, стремясь поскорее все замять, мигом находит новую охоту. Даже главные злодеи похожи - мстительные призраки.
Гм... кстати, насчет призраков...
Уличить злодея помог дневник Бобби. Надо же, у Бобби тоже был дневник, прямо как у Джона.
Наверное, у всех охотников был... просто нам никогда не говорили про дневник Бобби... Хотя он вроде бы не склонен был к писанине...
Да, так вот... Из дневника Бобби известно следующее:
"Зеленая клейкая дрянь свидетельствует о призраке (spectre). Это что-то вроде мстящего духа (avenging ghost). Он вселяется в человека, выявляет малейшее чувство обиды за любое предательство и толкает к мести. Такой призрак может появиться вскоре после того, как кто-то осквернил могилу".
Раскручивая эту ниточку охотники вычислили, что мстительным духом стал вояка времен гражданской войны, чье тело кто-то очень кстати выбрал для захоронения в качестве Неизвестного Солдата. Уже в наше время безбашенные детки - довольно взрослые вообще-то - ради забавы тусовались в склепе, и один из них вытащил из каменного саркофага с останками старую монетку. Призрак увязался за монетой и потом вселялся во всех, кто становился ее владельцем - вольным или невольным. В конце концов, охотники монету отыскали, и Гарт ее расплавил, хотя и с большим трудом.
Кстати, странно, что первый владелец монеты - один из тех парней, что залезли в склеп - не попался на удочку призрака. Не такой уж он был "маленький и невинный". Да человек даже в десять лет может чувствовать себя преданным, и такое случается довольно часто. Взрослому причины могут показаться смехотворными, но переживания ребенка могут дать сто очков вперед эмоциям взрослого.
Мда... Что-то невнятное получилось у авторов со всеми этими призраками, духами... Ведь термин "мстительный призрак" (vengeful spirit) известен нам едва ли не с самых первых серий СПН. Практически все призраки, с которыми приходилось иметь дело Винчестерам, были мстительными, угрожали жизни людей. Да что там говорить! Сам Бобби стал мстительным духом. Но ни разу еще мы не слышали о какой-то зеленой дряни. И для того, чтобы появился известный нам мстительный дух, вовсе не обязательно было раскапывать могилу. И главное - основной задачей этого духа была исключительно личная месть, а не чья-то чужая. На проблемы остальных ему было наплевать. И из уха одержимых черная эктоплазма не лезла (привет маме Еве!). Кстати, когда я увидела на промо-фото и в роликах что-то черное в ухе Дина, я сразу вспомнила именно 6.16. Но видно было нечетко, поэтому я все-таки решила, что это микрофон, через который и происходит зомбирование, в факте которого я нисколько не сомневалась.
По-моему, тут немного с терминологией авторы наколбасили. В 8.06 нам показали не давно уже знакомого нам мстительного духа, который мстит сам, а, скорее, Дух Отмщения, который заставляет людей мстить своим обидчикам - что-то вроде Богини Немезиды. Так что лучше бы эту тварь как-нибудь иначе назвали. А так получилось масло масляное: игра словами spectre-ghost-spirit, которые практически являются синонимами и означают "призрак" или "дух". Но ведь призраком называют все тот же дух, когда он показывается людям.
Безусловно, сюжет не блещет оригинальностью. Хотя, на мой взгляд, 8.03 про разбежавшиеся по разным телам бессмертные майанские органы, не намного лучше. Если не наоборот. Да и в прошлом эпизодов такого типа было достаточно. К тому же, как я сказала выше, здесь эмоции треугольника Гарт-Сэм-Дин выходят на первое место, поэтому слишком уж закрученный сюжет только добавил бы сумятицы. Конечно, можно было бы и поинтересней, но, думаю, и так сойдет. Вот только очередная аналогия с двумя братьями - на этот раз непримиримыми противниками в гражданской войне - ни к чему. Давно уже оскомину набила.
Гарт
Пожалуй, Гарт - единственный персонаж, который заметно эволюционирует. В первом своем эпизоде - про свадьбу Сэма - он все-таки смотрелся, скорее, потешно. В "пьяной" серии он уже вносит серьезный вклад в расследование. Да, обломчик вышел в финале, но не только у него - Сэма сёдзё вырубила точно так же. Зато в 8.06 его с полным правом можно назвать героем эпизода.
На фоне постоянно дующихся друг на друга Винчестеров Гарт действительно выглядит взрослым. К тому же выяснилось, что Гарт разносторонняя личность - дипломированный дантист, убивший Зубную Фею, охотник и участник реконструкции исторических событий.
Он заменил в охотничьем сообществе Бобби, стал координатором общих усилий - ему спасибо надо было сказать, а не язвить, как это делал Дин. Сэму, кстати, тоже не следовало бы ни поддакивать, ни молчать, слыша эти шпильки (очень неприятно зацепило). Да, Гарт подражает человеку, которого всегда очень уважал - это его право, это его знак уважения. А если Дин Винчестер видит во всем только обиду для себя, любимого, то это проблемы исключительно Дина Винчестера, который и сам много лет подражал собственному отцу. Но при всей своей кажущейся хлипкости Гарт сумел дать отпор супербрутальному ветерану Чистилища. Он поставил его на место, сказав то же самое, что пытался объяснить Сэм после смерти их с Дином общего отца. Господи, ничего не меняется...
К тому же Гарт в итоге спас жизнь Сэму и рассудок Дину (все-таки допускаю пока, что Дин очень сильно расстроился бы, очнувшись от наваждения и увидев мертвого брата!). Как оказалось, у Гарта нет ни единого камня за пазухой, поэтому он устоял против призрака - в моем представлении это делает его чуть ли не святым. Очень трудно поверить в то, что взрослый человек ни разу за всю свою жизнь не сказал про кого-то "Ах, что б тебя..." - пусть даже в шутку. Ведь призрак активировал не какие-то глобальные мстительные замыслы, а даже малейшие намеки. Та женщина, которая убила своего мужа, прожила с ним долгую счастливую жизнь - вряд ли такое получилось бы, если бы она циклилась на той детской ревности. Ладно, может, действительно есть на свете святые люди. Ведь в итоге именно благодаря Гарту на секунду мелькнул прежний Дин Винчестер - в тот момент, когда он все-таки вернул бейсболку Бобби. Может, еще не все потеряно?...
А вообще, очень грустно. Потому что Гарт - живая иллюстрация того, чего лишились Винчестеры, что растеряли за свою нелегкую жизнь...
Сэм и Амелия
Да уж... Слухи о какой-то таинственной трагедии в жизни Амелии, изломавшей ей душу, оказались немного преувеличенными. Я почему-то решила, что это будет какое-то столкновение с потустороннем миром Зла. Особенно, если вспомнить ее манию преследования из предыдущих эпизодов... Оказалось, что трагедия, конечно, имела место, но ничего потустороннего в ней не было. Не поймите меня неправильно: смерть любимого человека - это всегда страшная трагедия. Тем более смерть в расцвете лет, на войне... Но наша жизнь, увы, соткана из подобных трагедий. К ним нельзя привыкнуть, но их надо уметь переживать. Страдают, умирают близкие люди - родители, дети, друзья... Амелия - взрослый человек, не подросток уже, который переживает все гораздо острее. Восемь месяцев - это довольно большой срок. Повседневные проблемы, работа, друзья очень хорошо помогают, если, конечно, человек сам не лелеет свое горе, а стремится его преодолеть. Хотя бы в память об умершем - ведь тот человек наверняка хотел бы, чтобы у любимой жизнь продолжалась.
"А потом меня повсюду преследовали только разговоры обо мне и жалость, я всюду видела постоянные напоминания о Доне. Поэтому и приехала сюда".
Да, назойливое внимание окружающих может надоесть, вывести из себя - согласна. Но в одной из предыдущих серий было сказано, что Амелия живет в мотеле чуть ли не три месяца. Сомневаюсь, что целых пять предыдущих месяцев буквально все знакомые так уж доставали ее своим сочувствием и разговорами. Разговоров обычно хватает очень ненадолго - люди склонны быстро забывать чужие болячки, всегда своих хватает. К тому же, обычно есть и друзья, которым хватает ума так не делать. И если потом даже три месяца полной смены обстановки не излечили Амелию от навязчивых идей и тяги к алкоголю, значит ей определенно пора посетить психиатра. Роль психиатра взял на себя Сэм, ведь он не ищет легких путей...
Как бы там ни было, мелодрама под названием "Самелия" мне решительно не нравится - надумано, скучно и заштамповано. Как и вампирская лавстори. Видимо, чтобы вывести на первый план героические похождения в Чистилище. Разве что позабавила постельная сцена: Сэмми в майке с обнаженной женщиной после бурного (или не особо?) секса))). Помнится, еще до премьеры 8-го сезона Джаред в каком-то интервью в шутку сказал, что эта линия образовалась, потому что Карверу всегда нравилось, как он выглядит без рубашки. Наверное, Карвер потом передумал - решил, что подобное зрелище отвлечет зрителей от главного героя сезона))) Или Джаред, как почтенный отец семейства, решительно отказался полуголым в постель с чужой теткой ложиться. Но получилось забавно - как в пилотной серии. К тому же я долго не могла выбросить из головы дурацкий вопрос (вместе с не менее дурацкой мысленной иллюстрацией): Сэм сексом тоже в футболке занимался или только потом оделся? Да, бывает, что любовь не греет...((
Сэм и Дин
Спойлеры не обманули - отношения Винчестеров стали лейтмотивом эпизода. Жаль только, что понятие "отношения" давно уже свелось к одним лишь разборкам. Разборки заканчиваются - заканчивается и экранное время для показа каких-то иных отношений.
"Разогрев"
Начало эпизода живо напоминает эпизод 7.07. После сюрприза, оказавшегося для Сэма крайне неприятным, он демонстративно дистанцируется от Дина. Со своей стороны, Дин демонстративно вцепляется в первую попавшуюся охоту, делая вид, что ничего не произошло.
СЭМ: Держи (протягивает Дину картонный стакан и идет к пассажирской двери Импалы)
ДИН: Я засек сообщение на полицейском сканере. Похоже, это наш случай.
СЭМ (недоуменно): Меня не было всего десять минут
ДИН: Да, и что с того?
СЭМ: Дин, я что-то не догоняю. Ты ни слова не сказал с тех пор, как мы вернулись с острова Прентис. А теперь ты хочешь, чтобы я заткнулся, сел в машину и вел себя, как ни в чем не бывало?
ДИН: Ты хочешь поговорить о Бенни? Отлично. Давай поговорим.
СЭМ: Ладно. Начнем с того, что он вампир.
ДИН: Кроме этого, только благодаря ему я сейчас здесь, а не жарюсь на вертеле в Чистилище. Еще вопросы будут?
СЭМ: Не прикидывайся, что не въехал. Я понимаю, что тебе пришлось действовать там по обстановке.
ДИН: Сильно сомневаюсь, что ты представляешь себе, что такое Чистилище.
СЭМ: Но сейчас ты здесь, а Бенни до сих пор жив. Почему?
ДИН: Он мой друг, Сэм.
СЭМ: А как же мой друг, Эми? Как быть с ней? Потому что я чертовски уверен, что ты прикончил ее, на задумываясь.
ДИН: Что ж... полагаю, люди меняются, верно? Мы же отпустили того вервольфа, Кэйт.
СЭМ: Она была другой. Она... Думаешь, Бенни другой? Он рассказал тебе, что не пьет кровь у людей или что-то типа того. И ты ему поверил. Вау. Ладно. Знаешь, ты прав. Люди действительно меняются.
ДИН: Ага. Я завел себе дружка-вампира, а ты на целый год выключил телефон.
СЭМ: Не переводи на меня стрелки!
ДИН: Послушай, если Бенни сорвется и его прикончит другой охотник, так тому и быть.
СЭМ: Но это будешь не ты, верно?
ДИН (игнорируя вопрос Сэма): Ты идешь или нет? (садится в машину)
Сэм горячится, но ставит вопрос верно. Не просто "Как ты мог подружиться с вампиром?", а "Чем твой Бенни отличается от моей Эми?" или, что то же самое, "Чем ты отличаешься от меня?".
Дин говорит спокойно, но холодно, уверенно и высокомерно, всем своим видом подчеркивая "тебе меня не понять". Ну да! Где ж Сэму понять, что такое Чистилище! Он же дальше Клетки с дьяволом не был нигде! А поскольку Дин, даже со своим афганским синдромом, вряд ли забыл о таком факте из биографии Сэма, с грустью приходится констатировать, что в попытке обелить себя в собственных глазах Дин готов пожертвовать чем угодно - даже братскими отношениями. Потому что, если действительно стремишься что-то исправить и сохранить, не рекомендуется плевать человеку в лицо - это как минимум.
По сути, единственным аргументом, который смог придумать Дин, стала фраза "Люди меняются". Классическое оправдание конформистов всех времен и народов - сегодня думаю одно, завтра другое. Хотя, здесь дело, скорее, не в конформизме, а в эгоцентризме. Основная проблема эгоцентризма в том, что человек сосредоточен только на себе, он просто не в состоянии поставить себя на место кого-то другого. Поэтому отношение эгоцентрика к одной и той же ситуации меняется, в зависимости от того, кто оказывается в этой ситуации. Если он сам - значит отношение одно, а если кто-то другой - то другое. Дин ничуть не изменился, потому что, если бы он действительно изменился, он вслед за словами "люди меняются" должен был бы сказать "я был неправ тогда - теперь я понял это на своей шкуре". Тогда это действительно было бы изменение: один подход сменился бы другим. А так произошло раздвоение: прежний Дин думал по-своему и был прав, новый Дин думает по-своему, и он тоже прав. "Новый Дин" не может абстрагироваться от прежнего, он должен дать оценку тем своим поступкам, переосмыслить их.
За недостатком аргументов, Дин, конечно же, пытается перевести стрелки на Сэма по детскому принципу "сам дурак" - точь-в-точь, как наш распрекрасный фандом))) А, прижатый к стенке прямым вопросом, просто обрывает разговор.
И что у нас в сухом остатке, если убрать эмоции? "Что это значит?" - "Не твое дело. Ты со мной или нет?". После чего Сэм садится в машину, выбирая ответ "да", и едет вместе с Дином расследовать очередное убийство. Пар выпущен, и все вернулось на круги своя. Очень канонично. Зрители должны быть довольны.
Хотя в дальнейшем Дин не упускает возможности, поставить Сэма на место.
"Потому что Кевин в бегах, ты хандришь, как евнух в борделе. А я вот все раздумываю, как может отрубленная голова быть не моим делом?
Ну да, понятно - если не я, то кто же... Чем-то эпизод 5.06 все это напоминает
"Взрыв"
Если продолжить аналогию с 7.07, эта сцена соответствует "разговору у музея".
Идея "правды под гипнозом" для СПН не нова. Впервые такой прием был использован еще в эпизоде 1.10 "Психушка", когда Сэм, пообщавшись с призраком доктора Элликота, сказал то, что Дину очень не понравилось. Спустя три года история повторилась в эпизоде 4.14 "Секс и насилие", когда под чары Сирены попали уже оба брата. Через два года в эпизоде 6.06 "Правда тебе не по силам" пришел черед Богини Веритас. И вот теперь снова на повестке дня тайное, которое становится явным. С той лишь разницей, что Карвер до предела конкретизировал тему: не просто правда, которая вообще-то разной бывает, а скрытая обида. Чтобы если уж противостояние, то по полной программе.
Понятно, что эта сцена не могла не породить в фандоме конфликты даже более ожесточенные, чем экранные ссоры Винчестеров. Как это бывало и в прошлом после всех вышеперечисленных эпизодов.
ДИН: Ты должен был искать меня, когда я был в Чистилище.
СЭМ: Брось, Дин. Я знаю, что это не твои слова...
ДИН: (Сэму) Заткнись! (Гарту, потянувшемуся к поясу за оружием) Не сметь! (снова обращается к Сэму) Тебе всегда нафиг не нужна была эта жизнь. Ты всегда обвинял меня в том, что я снова и снова возвращаю тебя к ней...
СЭМ: Не правда.
ДИН: В самом деле? Ты только и делал, что морочил мне голову, с той самой минуты, как объявился в моей тачке.
СЭМ: Что ты хочешь от меня услышать? Что я совершал ошибки? Я совершал ошибки, Дин.
ГАРТ (в сторону): Это не Дин говорит, Сэм.
ДИН: (орет на Гарта) Заткнись!!! (снова обращается к Сэму) Ошибки? Что ж, давай-ка вспомним главные достижения Сэмми. Кровь демонскую пил? Пил. (Дин медленно подходит к Сэму, практически тыча дулом ему в грудь) С Руби в сговор вступил? Не говорил мне о том, что без души остался? А как насчет того, что целый год отирался вокруг Сэмюэля, позволяя мне думать, что ты мертв и сходить с ума. Это не ошибки, Сэм. Это твой выбор!
СЭМ: Ладно, как ты и сказал, мы оба поступали немного безответственно.
ДИН: Да, может быть, я и лгал. Но я никогда не предавал тебя. Я никогда не бросал тебя умирать. И что теперь? Какая-то баба? Ты бросил меня умирать из-за женщины?
(Сэм внезапно хватает Дина за руку, в которой зажат пистолет, и наносит удар в челюсть. Но справиться с Дином, поднаторевшим за год в драках, ему не удается. Дин пару раз бьет Сэма головой в лицо, после чего с совершенно озверевшим видом ударом ноги отшвыривает его на пол. Снова собирается прицелиться)
ГАРТ (встает перед Дином, прикрывая собой Сэма): Эй! Стоп! Стоп!
СЭМ (с окровавленным лицом лежит на полу): Гарт, не надо!
ГАРТ: Нет, он меня не убьет. Он не из-за меня бесится. Ты же не подстрелишь меня Дин, верно?
ДИН (Гарту): Отвали.
ГАРТ: Брось, Дин. Ты же не хочешь убивать своего брата. Ты, кто всю свою жизнь его защищал! Вот и продолжай защищать.
ДИН: Он бросил меня гнить в Чистилище!
ГАРТ: Ладно, ладно. Может, и бросил. Я не знаю, меня там не было. Но я уверен, у него были на то свои причины.
СЭМ (Дину): Как у тебя были свои причины связаться с Бенни.
ГАРТ (удивленно, обернувшись к Сэму): С кем?
ДИН (Сэму): В последний год Бенни был мне гораздо лучшим братом, чем ты - таким, каким ты не был никогда! Все верно. Кас меня предал. Ты меня предал. Бенни - единственный, кто меня ни разу не предавал.
ГАРТ: Я знаю, ты зол. Но, приятель, ты должен бороться с этой тварью. Не делай этого! Просто брось пушку. Ну же, Дин.
ДИН: Прощай, Сэм.
Когда говоришь об этой сцене, объективности ради не следует забывать (хотя это очень трудно), что Дин все-таки "под наркозом" - что он одержим. С одной стороны, он, несомненно, так думает (или думал), но с другой - мы не знаем, насколько сильно все это цепляет его именно сейчас, а не тогда. Как я уже говорила выше, призрак отыскивает даже малейшую обиду в душе человека. Я иногда с ужасом думаю, что случилось бы, схвати я ненароком эту монетку... Я знаю довольно много людей, которым определенно не поздоровилось бы. И самое парадоксальное, что в списке потенциальных жертв есть и мои сегодняшние друзья. Это если быть с собой очень-очень честным. Все мы не без греха, и разум человеку на то и дан, чтобы уметь забывать и держать себя в руках. Но если задаться целью специально покопаться в черепушке... думаю, скелетов там найдется немало у каждого. Ну, разве что, кроме Гарта))) Блаженные всегда безгрешны. Если уж даже после того, как Дин орал на него из-за подражания Бобби... Определенно, святой)))
Заниматься адвокатской деятельностью, опровергая обвинения Дина, не вижу никакого смысла. Во-первых, все это я уже и без эпизода 8.06 тыщу раз говорила, а во-вторых, сейчас это не голос рассудка Дина - это орут его бесконтрольные эмоции, вытащенные на волю.
Для меня интереснее другое. Ведь это не просто обвинения. Согласно досье на призрака, это те ситуации, которые Дин рассматривает как предательство со стороны Сэма. Не просто неправильный поступок, а именно предательство. Интересно разобраться, почему Дин так считает.
Хотя разбираться особо не в чем. Во всем услышанном нет ничего нового. Получается, что практически любое недовольство Сэмом у Дина интерпретируется, как предательство. И это очень грустно, поскольку говорит все о том же эгоцентризме. И что же мы имеем?
Демонская кровь.
А при чем тут это? Здесь же речь должна идти не о моральном аспекте "кровь пить нехорошо" - речь о предательстве. Если переводить стрелки на личности, то лично Дин должен Богу молиться, что Сэм кровь тогда пил. Потому что если бы не пил, пришлось бы Дину еще один раз помереть, как минимум. Причем не особо приятной смертью. В 4.16 Аластар его точно уделал бы, как рождественского гуся. Так что эта кровь Дину только на пользу пошла. Но, раз Дин переводит питье демонской крови в категорию "предательство", речь здесь может идти все о том же, что имеет в виду Дин в пункте "сговор с Руби".
Сговор с Руби.
Здесь дело вовсе не в Руби. Если бы на месте Руби была, скажем, Мэг или Кастиэль, было бы то же самое. Дело не в том, с кем объединился Сэм - с монстром, ангелом, демоном... Дело в том, что он пошел против Дина. Сэм выбрал не Руби - он выбрал собственный путь решения проблемы, Руби была всего лишь средством. А для Дина шаг вправо, шаг влево от собственной линии, априори считающейся генеральной, это и есть самое гнусное предательство. И оно осталось бы таковым, если бы с убийством Лилит Апокалипсис действительно был бы остановлен. Почему? По той же причине, по какой Дин всегда считал отъезд Сэма в Стенфорд таким же предательством, хотя тот отъезд ничем не ущемил ни мир, ни Джона, ни Дина - вполне себе дееспособных мужиков, считающих себя великими охотниками и ладящих друг с другом.
(5.16 "Обратная сторона Луны")
ДИН: Серьезно? И это твои самые счастливые воспоминания?
СЭМ: Не знаю. Я... я тогда стал сам все решать для себя. Наконец-то разминулся с отцом.
ДИН: Да, ты разминулся не только с ним...
СЭМ: Дин, прости. Я просто...
Предательством стало решение Сэма идти своим путем, типа "Тебе паршиво? Терпи, потому что такая жизнь нравится мне, а рыпнешься - станешь предателем". Странно, что Дин в этой сцене из 8.06 об этом не вспомнил. Наверное, все-таки проникся идеей, что Сэм бежал тогда, в первую очередь, от тирании отца.
Поступки бездушного Сэма.
Самые загадочные пункты. Потому что они свидетельствуют о том, что Дин действительно не понимал тогда и не признает до сих пор, что Сэм с душой и Сэм без души - разные личности. По другому никак этого не объяснишь. Хм... формально, если Дин так считает, он должен бы после избавления от наваждения признать, что несет полную ответственность за свои поступки в состоянии одержимости - за попытку убить Сэма и все свои обвинения. Но он этого не делает, что вполне естественно (см. комментарий к "Разогреву").
Это что касается прошлого. Что касается настоящего... Гм... Честно говоря, мне проще понять упреки Дина в том, что Сэм предал его, уехав в Стэнфорд, чем это новомодное "ты бросил меня в Чистилище из-за бабы". Опять же понятия постоянно эти путаются - "не искал" и "не спасал"... И говорится об этом так, словно Сэм бросил своего в стельку пьяного братца в каком-то баре... И спросить сразу хочется, почему Дин сам в свое время Сэма из Клетки не вытащил... Я понимаю, когда фанаты говорят об Аде или Чистилище так спокойно, словно это соседние деревни. Но сами-то Винчестеры должны понимать, что по собственному хотению туда им дорога заказана.
Что им удалось в итоге за все 7 сезонов? Дин оживил Сэма, потому что Дину позволили заключить сделку - мало того, его даже к ней подвели, ведь надо было как-то начать этот чертов Апокалипсис! Сэм вернул Дина в "Загадочном месте", потому что Фокуснику надоели его игрушки. Но на этом все победы заканчиваются. Почему никто не хочет признать, что подобные вещи Винчестеры сами провернуть никак не могут! Среди всех этих Небесных и Адских шишек благотворительностью никто не занимается. Когда надо было лично им - позволяли. Не надо - беситесь хоть до второго пришествия. Если бы Дин срочно понадобился на земле, его и без Сэма выперли бы из Чистилища, либо Сэма заставили бы это сделать. Я вовсе не хочу сказать, что Винчестеры не обладают свободой воли - они просто действуют в ограниченных рамках - они люди, они не всемогущи. Только и всего.
Ну, а что касается того, что Бенни - единственный, кто ни разу не предавал Дина... Дин никак не может об этом судить. Потому что предательство возможно только там, где есть выбор. По сути, предательство - это и есть выбор, неверный с точки зрения преданного. В Чистилище у Бенни не было выбора - он должен был мертвой хваткой вцепиться в Дина, если хотел попасть на землю и свершить свою месть. И никто не может знать, как повел бы себя вампир, окажись он в ситуациях, хоть близко напоминающих те, которые складывались для Сэма или для Каса. Говорить то, что сказал Дин - значит, не видеть дальше собственного носа. Досадный факт для 30-летнего мужика.
И еще один момент запомнился. Когда Гарт, пытаясь хоть как-то достучаться до настоящего Дина, говорит "Ладно, ладно. Может, и бросил. Я не знаю, меня там не было. Но я уверен, у него [Сэма] были на то свои причины", Сэм следом тут же говорит Дину: "Как и у тебя были свои причины связаться с Бенни". Это все к набившему оскомину вопросу "почему Сэм не спасал Дина из Чистилища?" Ведь Сэм этой фразой практически подтверждает тот факт, что причины были. Вопрос только в том, что имеется в виду: официальная причина, озвученная Сэмом, "Я тебя не искал, потому что завязал" или что-то еще? Ведь это прозвучало так, словно Сэм подчеркивает: тебе пришлось связаться с Бенни, а мне пришлось бездействовать. Или у меня уже просто паранойя, от всей этой, столь любимой авторами, загадошности...
А если говорить сцене в целом... Что ж, хорошо, что хоть Сэму повезло больше, чем Гвен в 6.16, где Дин ее все-таки пристрелил в аналогичной ситуации. Должна сказать, что Дженсен очень хорошо играет эту сцену. Пугающе хорошо. Сцена вообще поставлена и сыграна отлично, напряжение зашкаливает, все актеры безупречны. Хотя признаю, что слушать эти безумные, абсурдные обвинения очень тяжело, даже понимая, что всему виной наваждение. Потому что причина именно в том, о чем я сказала ранее: неизвестно, какое место в душе настоящего Дина занимают эти чувства. Каждый зритель волен делать собственный вывод.
"Афтершок"
Финальная сцена у Импалы должна бы соответствовать финальной сцене "У Доджа" в эпизоде 7.07, но соответствие не идет дальше хронологии. Потому что содержание совсем другое, и мне эта сцена кажется очень интересной. Хотя бы тем, что это уже настоящие Винчестеры - никто из них не одержим.
ДИН (стучит в дверь): Сэмми!
СЭМ (выходит из дома к машине): Кстати,о бабе... Ее зовут Амелия. Амелия Ричардсон. У нас с ней был дом в Кермите, Техас.
ДИН (смущенно): Послушай, приятель, я даже не помню, что я наговорил, но, гм...
СЭМ: Но что? Ты не имел это в виду? Я тебя умоляю. Мы оба знаем, что тебе не нужно было то пенни, чтобы высказаться.
ДИН: Брось, Сэм...
СЭМ: Признайся, что так и есть Дин. Я сразу рассказал тебе, из чего я исходил, почему не искал тебя. А ты? У тебя были секреты. У тебя был Бенни. И ты постоянно задирал нос и возил меня мордой об стол с того самого момента, как вернулся. Но с меня довольно. Меняй свои манеры, или это сделаю я.
ДИН: Ладно. Я тебя понял.
СЭМ: Хорошо. И знаешь, что еще? Тоже прими к сведению. Возможно, это я стану тем охотником, который однажды наткнется на Бенни и поставит в этом деле точку.
ДИН: Полагаю, тогда и будет улажена наша с тобой проблема, верно?
СЭМ. Да... да, почаще напоминай себе об этом.
Ах, ах, ах... Как разволновался фандом! Ах, какой жестокий Сэм! Почему же он не понял боль Дина и не сел молча в машину - послушный и виноватый, как всегда! Я вас умоляю! Дин не очень-то пострадал от этого инцидента. Нос расквасили не ему, что наболтал - сам не помнит... И не особо стремится узнать.
А вот Сэм... Сэм как раз и огреб все прелести диновой одержимости. Слово - не воробей... вылетит - не воротишь... Безусловно, Сэм понимает, что все сказанное Дином было спровоцировано призраком, но он также понимает, что наваждение пришло и ушло, а мысли и чувства остались. Да, он не знает, насколько основательно эти мысли и чувства засели в Дине, но вполне может предположить, что основательно, поскольку все это, в той или иной форме, уже звучало. И не раз. По сути, новостью стало лишь признание в том, что Бенни - настоящий брат.
Сэма трудно упрекать. Выслушав подобное, невозможно остаться индеферентным. Во всяком случае, сразу после инцидента. Если вспомнить "Рожденный под дурным знаком", первое, что сделал Дин, после того как из Сэма изгнали "друга" Мэг, это врезал братишке от всей души. Просто на эмоциях. В 6-м сезоне Бобби довольно долго не мог простить Сэму того, что тот сделал, будучи бездушным. Видеть его не мог, хотя вроде бы должен понимать, что нельзя с одной меркой подходить к обычному человеку и бездушному.
Сэм тоже сейчас уцелел только благодаря Гарту. Дин пристрелил бы его, не дрогнув. И после всего этого Сэм должен быть добрым, послушным, всепонимающим и всепрощающим братом? Да этого никто бы не смог! Человек - не машина. Это Дин не помнит, что сам наговорил, а Сэм помнит все.
К тому же проблема опять осталось бы нерешенной. Она и сейчас не решена, но, по крайней мере, Сэм четко и недвусмысленно обозначил свою позицию - это уже прогресс. Будем надеяться, что в дальнейшем он сам об этом не забудет. Нет, на мой взгляд, любое иное завершение эпизода выглядело бы слащавым, мелодраматичным и искусственным. Финал должен быть именно таким. Если уж авторам было угодно заварить всю эту кашу с противостоянием.
... Да, в связи с этой последней сценой видела бурю возмущения в чужих обзорах. Динофилы в ярости. Сэмохейтеры изрыгают пламя гнева... Как смел Сэм, после того как все разрешилось, снова наехать на Дина! Мммм... да - я бы тоже сказала, что налицо некоторый ООС. Прежний Сэмми так не поступил бы. Прежний Сэмми посочувствовал бы Дину и, возможно, даже извинился бы. И такой оборот был бы воспринят фандомом как нечто, само собой разумеющееся. Но иногда люди действительно меняются.
И уже доставать меня что-то стало, что нынешний Дин зовет Сэма "Сэмми".