Посмотрев этот эпизод, я в очередной раз расстроилась, потому что снова ничего не поняла. Прочитав некоторые обзоры, немного воспряла духом, потому что фраза «чтобы разобраться, этот эпизод нужно пересмотреть» встречалась в каждом втором. Прочитав опус умного и опытного обзорщика с сайта supernatural.tv, я собрала мысли в кучку и записала свои впечатления от увиденного…
читать дальшеМета-Пролог
Эпизод начинается явной калькой сцены с Пророком (или не-Пророком) Чаком за пишущей машинкой из 5.22. Ну, о том, что Чак выглядел не в пример лучше, я уж не говорю, но тут и по сути вопросы возникают. Пророк Чак сочинял свои книжки, повинуясь некоему Гласу Свыше – видениям, которые он потом записывал и в соответствии с которыми потом развивались события. Понятно, что этим Гласом Свыше мог быть только Бог. Потом, правда, нам намекнули, что Чак и есть Бог, но суть это не меняет. Придумывать то, что потом сбудется, может все-таки только Бог. В 4-5 сезонах Пророк-Человек мог быть только посредником. А теперь что получается? Ангельский Писарь Метатрон (который всегда просто записывал мысли своего шефа) тоже может творить историю? Ведь, похоже, он теперь ничего не записывает с чужих слов, никакого Гласа Свыше нет. Получается, он и есть Бог? Значит ли это, что способности Бога можно получить, просто объявив себя им? Как в компьютерной игре: кто прошел на верхний уровень, тот и Бог, а могущество просто прилагается к статусу. В 6 финале Кас объявил себя Богом и стал Богом. Теперь Богом объявил себя Метатрон и сразу обрел дар историю творить? Но Кас хотя бы души из Чистилища заглотнул – вроде как сил и энергии набрался. А Метатрон? Как был придворным писакой, так и остался.
В целом могу сказать, что эпизод не оставляет ощущения Меты (метафикшен – прием, когда выдуманные персонажи осознают свою выдуманность). Почему-то в истории с Чаком эта вымышленность была больше заточена на Винчестерах – именно их путь, их арка в этом мире была объектом, так сказать, «литературного творчества» Бога/Чака. Я уж не говорю про явную Мету «Французской Ошибки». А сейчас у меня просто осталось впечатление, что весь мир живет по сценарию, определенному Богом. Ну, и что в этом особенного? )))
Приманка для ангелов
Кас находит какой-то гнусный подвал, полный трупов-ангельских оболочек, и какой-то символ на стене. Уцелевшая свидетельница, ангел по имени Ханна, сообщает ему, что символ притягивает ангелов, после чего Гадриэль предлагает им служить Метатрону, что гарантирует им возвращение на Небеса. Отказавшиеся особи уничтожаются.
Эта Ханна, кстати, показалась мне очень похожей на ту официантку-нефилима из 8-го финала. Я была уверена, что это та же самая актриса, но оказалось, что нет.
И как-то странно… Вроде бы Метатрон не так давно говорил Гадриэлю, что возьмет на Небеса самых «достойных» по своему выбору, но символ-то притягивает всех подряд. Значит, теперь зовут обратно уже всех? Метатрон совсем там одичал в одиночестве?
Гадриэль
Кас сообщает новости Винчестерам, и те, забросив поиски Абадон (которые упорно не сдвигаются с мертвой точки), переключаются на Гадриэля. Выяснив, что подобный символ уже видели в других городах, Сэм и Дин на удивление просто и быстро отлавливают доселе неуловимого (а может, его просто никто и не пытался искать?) сподвижника Метатрона. Вместо того чтобы упаковать его в багажник и отвезти в надежную темницу бункера, его привязывают к стулу в каком-то подвале, или складе, или еще какой-то дыре. Кстати, а почему Гадриэль не мог сбежать в тот момент, когда его извлекли из горящего круга? Он же весь из себя такой могущественный…
И зачем его вообще поймали? Насколько я поняла, Сэм хотел отомстить. Надо полагать, за Кевина, потому что как раз сам Сэм получил определенную пользу от Гадриэля, который его все-таки вылечил. Как и Кас, кстати, которого Гадриэль воскресил. На мой взгляд, больше всех остальных должен был бы сердиться Дин, которого Гадриэль обманул, подставил, шантажировал… которым манипулировал. Но Дин очень хладнокровно останавливает рвущегося вершить месть Сэма, и усылает его выяснять, почему Кас не отвечает на звонки. А сам Дин тем временем выслушивает кучу «приятных» признаний – о том, что Сэм считает своего старшего братца испуганным пацаном, которого недолюбил его папочка, и который больше всего на свете боится остаться один. Кстати, а что в этом такого? Сэм недавно сам сказал Дину примерно то же самое – ну, разве что кроме части про недолюбленность. Но, по сути, они оба безмерно недолюбленные. Я не вижу в этом ничего особо обидного для нормального взрослого человека, который и сам уже должен осознавать свои комплексы. И уж во всяком случае, это не уничижительные обвинения из 8.06, которые выдал Дин под действием призрака мести.
Как бы там ни было, Дин – еще смутно ощущающий себя Бэтменом, надо полагать – сильно осерчал на Гадриэля за «недолюбленного пацана», но все-таки сдержался и не убил его, а просто стал резать руки ангельской оболочки. Зачем? Просто чтобы помучить в качестве мести? И странно, что так и не прозвучали вопросы о замыслах Метатрона. Создалось впечатление, что Гадриэля поймали только ради мести. Наверное, на большее времени не хватило – ни сценаристам, ни Винчестерам.
В этой сцене единственный интересный момент - это трактовка пресловутого инцидента в Садах Эдема. Что сделал тогда змей - погубил род людской или подарил людям свободу воли, как Прометей в свое время подарил огонь? Да, тут есть, над чем поразмышлять.
«Возвращение» Габриэля и искушения Кастиэля
Пока Винчестеры разбираются с Гадриэлем, Кас встречается с давно умершим (вроде бы) собратом – Архангелом Габриэлем. Габриэль поясняет ошеломленному Касу, что он сфальсифицировал свою смерть. Хм… неужели Люц купился бы так же, как и Винчестеры в «Байках»? К тому же ангельский клинок – не деревянный кол… А если тот «убитый» Габриэль был всего лишь клоном, неужели Люц не распознал бы подвох? В дальнейшем Габриэль благополучно скрывался на Небесах вплоть до всеобщего падения, а теперь рвется к активным действиям – жаждет стать лидером и победить Метатрона. Поэтому убеждает Кастиэля присоединиться к нему.
Ангельская парочка отправляется в бункер, но по пути останавливается на заправке, где их подстерегают ангелы Метатрона. Габриэль героически решает прикрыть Каса и отвлечь на себя врагов, чтобы у Каса была возможность уцелеть и возглавить ангельский народ. И все сошло бы гладко, если бы Кастиэль не заметил, что на его плаще нет больше дырки, которую он видел еще недавно. Тут-то и раскрылся грандиозный обман: Габриэль и все, что случилось после его появления – это просто фокус Метарона, призванный толкнуть Кастиэля на путь лидерства.
Господи… и что им всем дался этот Кас? И Бартоломью его к себе заманивал, и Габриэль с Метатроном (хотя потом выясниться, что этот Габриэль и Метатрон – одно и то же). Обычно в союзники зовут кого-то либо очень сильного, либо очень авторитетного. Я не вижу в Касе какой-то особой силы, кроме обычной ангельской. И авторитета никакого у него быть не может – ему просто неоткуда взяться. Вольно или невольно, но Кастиэль опорочил себя в глазах подавляющего большинства ангелов и ничего пока еще не сделал, чтобы изменить эту ситуацию. А ведь всем известно, что хорошую репутацию гораздо проще потерять, чем потом восстановить. А нам теперь чуть ли не в каждом эпизоде с участием Каса показывают, как его уговаривают «встать во главе», а он, смущенно ковыряя ножкой пол, скромно отказывается… Прямо история о том, как Принца Датского на Машке женили: «Принц согласен, осталось уломать Машку». )))
Хотя, на мой взгляд, Кастиэлю действительно никак нельзя оставаться без присмотра. Свои катастрофические ляпы он совершил именно в режиме «одиночного плавания». Сделку с Кроули в 6-м сезоне заключил исключительно по собственной инициативе, ни с кем не посоветовавшись. Ангельскую Табличку из крипты уволок, просто потому что сам так решил. Да и с Метатроном связался тоже сам. Может, если кругом сподвижники будут, кто-нибудь и остановит в случае чего... Не совсем уж они все тупые роботы, которые умеют только подчиняться… Наверное.
Что касается появления самого Габриэля – реального или глюка – не могу сказать, что меня оно удивило, поскольку я читаю спойлеры. О его возвращении в фандоме говорят уже давным-давно. Лично мне оно нафиг не нужно – я всегда не любила этот персонаж. Но даже если отбросить личные антипатии, выглядело это как-то странно. С какой стати вводить именно этот персонаж? Особого влияния на Каса у него никогда не было. С чего вдруг Метатрону использовать Габриэля, чтобы подтолкнуть Каса к роли вождя? Как потом скажет сам Метатрон, Габриэль ему понадобился потому, что он хорошо умеет убеждать людей принять свою судьбу. Ага, сейчас… Что-то я не заметила, чтобы Сэм что-то принял после «Загадочного места»…
Так что я бы сказала, что это просто фансервис. Награда Спейту за хорошую работу на Конах. Да и вообще… Слишком много времени прошло. Даже если бы я любила этот персонаж, как-то уже не то… не смотрится. Он уже выпал из обоймы.
Все сцены с участием Габриэля оставляют ощущение сплошной фальши, что, впрочем, довольно логично, учитывая сюжет. Удивительно только, что эту фальшивость не почувствовал Кастиэль, который, похоже, опять готов был повестись на россказни очередного старшего товарища – из самых лучших побуждений, конечно! И уж совсем странно выглядит последняя сценка, когда Кас спрашивает Габриэля, жив ли он на самом деле, а тот многозначительно дергает бровями. Если Габриэль – глюк, какой смысл спрашивать? Это же просто зрительный образ, откуда он может что-то знать? А если Габриэль жив, то что это было? Его проекция? Его клон? И значит ли это, что он теперь заодно с Метатроном?
…После провала трюка с Габриэлем Кас оказывается в плену у Метатрона – то ли на Небесах, то ли еще где-то. Метатрон опять разглагольствует об «историях», демонстрируя обширные познания в литературных шедеврах, созданных человечеством. Попутно он признается, что Кас в качестве лидера нужен ему не как главный герой, а как главный антигерой, т.е. главный злодей. Роль подлинного героя Метатрон припас для себя любимого. Из чего следует, что по его стратегическому замыслу Кастиэлю предстоит снова вляпаться в огромную кучу дерьма – завести ангелов куда-нибудь не туда и всех уничтожить, или еще что. Из чего следует, что Касу вроде как сопротивляться надо такому нажиму. Как сопротивлялись Винчестеры, когда их уговаривали сказать «да». Но Кас, похоже, принял уготованную ему роль, узрев на лужайке очередную кучку соплеменников, готовых ему повиноваться. Кстати, а где же предыдущие добровольцы? Ведь после расправы с Бартоломью случилась точно такая же сценка на лужайке. Кас их отправил восвояси?
Определенной затравкой для дальнейшего развития послужил намек Метатрона, что Касу еще сильно аукнется чужая благодать – что она уже сейчас Каса «жжет». Честно говоря, я по Касу ничего не заметила. По-моему, ситуация та же, как с каиновской меткой Дина. Авторы опять скромно умолчали о том, как она влияет на «счастливого» обладателя. Похоже, сначала влияние проявлялось в пьянстве, а теперь Дин просто почесывается… Что ж, чесотка – это тоже бремя!..)))
Размен
Видимо, начитавшись шпионских романов, Метатрон предлагает Винчестерам обмен: он готов вернуть Кастиэля в обмен на Гадриэля. Наши бравые охотники решают, что им представилась отличная возможность прищучить наглого коротышку-писателя. Это каким же надо обладать самомнением, чтобы при таком немалом опыте, рассчитывать «на раз» разделаться с Богом? Им опыта 6-го финала мало было? Эта авантюра чем-то напомнила сценку «сейчас по-быстрому испробуем ритуал исцеления демона на Рыцаре Ада». Здесь все закончилось примерно так же. Метатрон, покривлявшись немного, загасил огненный круг, вырвал из рук Винчестеров ангельские клинки и размазал их по машине, потом стер енохианские символы, удерживающие Гадриэля в багажнике… В общем, уделал охотников как детей, да еще посмеялся над их глупыми потугами. Хорошо еще, что Каса вернул. Хотя опять-таки не из ангелолюбия, а ради воплощения в жизнь своего «дивного» сценария.
Сухой остаток
Дин снова ищет Абадон. Кас вознамерился найти Лестницу на Небеса (которая, похоже, действительно существует). Метатрон продолжает писать свою историю.
Продолжение следует…
P.S. Сцена с Дином под душем очень даже ничего получилась – жаль только, что голого тела мало. Одна только голова мокрая.