10.09 The Things We Left Behind (Тени прошлого)
10.10 The Hunter Games (Игры охотников)Я опять решила объединить два эпизода в один обзор, как это было сделано для первых трех серий. В какой-то степени, 10.09 и 10.10 тоже объединены в одну арку – арку промежуточного финала. И это самое удивительное. Я не помню ни одного «малого финала» настолько невнятного и примитивного. Если не знать графика показа, можно подумать, что 10.09 – это самая обычная проходная серия, даже без намека на какую-то замануху, какую-то загадку, над которой можно поломать голову в хиатус. Конечно, наличие предхиатусного клифхэнгера – это не какой-то обязательный закон, но именно так было все предыдущие сезоны. И даже если не клиффхэнгер, то значительности и напряженности в этой серии должно быть в достатке. А тут просто… какое-то недоразумение.
По содержательности и напряженности первая послехиатуснпая серия, 10.10 выглядит, конечно, поинтересней, хотя в ней совсем отсутствует какой-то единый сюжет. В отличие от 10.09, которая с некоторыми отступлениями на Винчестеров и Адское семейство, целиком и полностью посвящена отношениям Каса и Клэр. А 10.10 – это просто «фрагмент из жизни Винчестеров и Кроули с Ровеной».
читать дальше
Кроули и Ровена
В этой части сказать почти нечего. Буквально на следующий день из головы все выветрелось. Помню только притворно-сладкий голос Ровены, которая без устали мелит языком, и какого-то ни-рыба-ни-мясо Кроули, который зациклился на теме «как ты могла бросить меня на столько лет!». Если честно, я не заметила по предыдущим сезонам, что Кроули не хватает мамочки. Ему вообще никто не нужен – за исключением тех, чьими руками он решает свои проблемы. А если злость проснулась за испорченное детство, так слишком много воды утекло, сколько ж помнить можно! Да и поделать уже ничего нельзя.
Одним словом, в 10.09 от Ада осталось впечатление сплошной тягомотины. В 10.10 ситуация немного оживилась, хотя запомнились всего несколько моментов.
Вдруг подумалось – а разве в Аду может принимать мобильник?))))))) И в очередной раз подивилась, каким лохом изображают Короля. Недавно только он казнил всех подряд, не задумываясь о последствиях, а теперь подписывает документы, даже не читая. И, несколько забегая вперед, не бьет это с его хвастливыми заявлениями в финале сезона о том, что он «преобразовал Ад». Преобразования – это вообще-то работа, а получается, что все, на что сейчас способен Кроули – это где-то как-то сжульничать и поиметь желаемое чужими руками. Интриги и работа – это две большие разницы. Хотя было время, когда он не производил такого впечатления.
Наверное, единственная здравая мысль Кроули – это его требование, чтобы Дин сказал, для чего нужен Первый Клинок, если уж самим Винчестерам не пришло в голову вытрясти это из Метатрона. Вполне законное требование, хотя, понятно, что Кроули волнует лишь его собственная жизнь.
Ну, и Ровена очень живописно выглядит в кадре. Этот момент, когда она «подключается» к Кроули, чтобы выведать его секреты, снят очень даже зачетно. И снова повторю, что в этой актрисе что-то есть. На роль Ровены она подходит идеально.
Вообще, у линии есть потенциал. Беда в том, что она скомкана до безобразия – какой-то набор обрывочных сцен в каждой серии. Я всех этих демонов в окружении Кроули в два счета перепутала… Поэтому и скучно.
Карвер совершил ошибку, выделив Ад и Рай в отдельные линии. У Крипке ангелы и демоны были просто участниками общего батального полотна. Если показывать линии, то нужна куда более серьезная проработка сюжета и персонажей. Линиям надо отводить гораздо больше экранного времени. Это совершенно забьет основную винчестерскую тему и превратит сериал в полный винегрет. Но даже такие урезанные, скомканные недолинии, на мой взгляд, только порождают сумятицу и лично мне совершенно неинтересны.
Кастиэль и Клэр
Пожалуй, самым значительным достижением авторов стало то, что они поставили точки над i в вопросе «жив Джимми Новак или нет»:
КЛЭР: Мой отец… Он все еще здесь?
КАСТИЭЛЬ: Нет. Человеческая душа может существовать в теле, только пока оно сохраняет некую… структурную целостность, а этот вессель… он был… Он был разрушен архангелом на субатомном уровне.
КЛЭР: А как тогда ты?..
КАСТИЭЛЬ: Я был восстановлен. Твой отец на Небесах.
Амен. Я очень рада за Джимми – рада, что он отмучился, хотя, на мой взгляд, такой вариант порождает еще больше вопросов, которые я и раньше озвучивала. Пояснение Кастиэля лично мне ничего не объясняет. Ну да, верно. Если тело было разрушено, человеческая душа не может существовать сама по себе. Но ведь тело было восстановлено вместе с восстановленной сущностью Кастиэля, их восстановили вместе. И, понятное дело, тот, кто восстановил все это, вполне мог заселить обратно бесхозную душу Джимми. Как это случилось с Бобби в 5.22.
Ладно, возможно, Тот-Кто-Восстанавливает проявил на сей раз милосердие и отправил несчастную душу в Райские Сады. Но почему тогда все ангелы не вселяются в трупы? Было бы очень милосердно. Благочестивые человеческие души освобождаются от телесных оболочек, отправляются в рай, а их тела занимают ангелы. Но канон сериала изначально говорил о другом – и правила опять же придумал Тот-Кто-Восстанавливает, отец всех ангелов. Почему же на этот раз он сам их нарушил? В конце концов, если вессель дал дуба (а такое, наверное, и до Кастиэля случалось – он не один на земле обитал), ангел просто должен найти себе новую квартиру. А если квартира остается той же, значит, и законного хозяина надо обратно заселять. Тому, кто может восстановить тело по атомам, это ничего не стоит.
Потому что иначе очень трудно понять, как ангел – многомерная волна, ослепительно яркий свет, который мы видели в 4 сезоне, совершенно нечеловеческое по своей природе существо – обитает в пустой телесной оболочке. Когда речь шла о «подселении в чужую квартиру», это как-то можно было понять. Ангел пользуется телом, пока находится на земле, а если он отлучается домой, то хозяин снова вступает в права владения. И это мы тоже видели в 4.20. Но если вессель – труп, что случается с ним, когда Кастиэль отсутствует? А он очень даже часто отсутствовал в 6 сезоне, т.е. после гибели Джимми. Фактически весь 6 сезон он провел на Небесах, а на земле появлялся довольно редко. И что, он расхаживал по Небесам в тушке из мяса и костей? Да, нам показывали в 8 сезоне ангелов на Небесах в человеческом обличье, но я всегда считала это определенной условностью – нельзя же показать поступки, разговоры и прочее общение каких-то электромагнитных (или световых?) волн!))) Но ангелы в человеческих телах на Небесах – это слишком даже для «Сверхъестественного»)). А если Кастиэль возносился к себе в своем первозданном виде, что случалось с его мертвым телом? Оно же должно было уже разложиться десять раз, и по возвращении он должен был находить себе новую тушку, испрашивать разрешение на вселение и т.д.
Одним словом, вся эта история требует такой абстрактности мышления, которая мне недоступна, увы. Или тут требуется пылкая любовь поклонников персонажа, которые охотно простят отсутствие логики, лишь бы знать, что эти голубые глаза и обожаемое тело принадлежат исключительно многомерной волне, а не обычному человеку Джимми Новаку.
Что касается поведения Кастиэля, тут на ум приходит один единственный вопрос, и его озвучил Дин.
КАС: Я отвечаю за нее [Клэр].
ДИН: С чего вдруг?
Вот именно – с чего вдруг? Нет, понятно, что он, как честный ангел, должен был бы поинтересоваться судьбой несчастной сиротки. Вопрос в том, почему он столько лет ждал? С момента их встречи прошло семь лет. Обычно, если желания что-то исправить не возникает так долго, оно и возникнуть не должно. Всё, рассосалось уже. Ну, или что-то запредельное должно было случиться. Или хотя бы случайная встреча. А тут действительно – такое впечатление, что Кас мучается от безделья и, пытаясь хоть чем-то заняться, придумал себе эту заботу с Клэр. Либо он просто ищет повод, чтобы не возвращаться на свои «любимые» Небеса. Либо сценаристы ищут повод, чтобы показывать персонаж на экране. Не знаю, в чем причина, но выглядит все это как какая-то прихоть.
Но даже если предположить, что его и впрямь совесть загрызла… Что он планировал делать дальше? Хорошо, забрал бы он ее из детдома – дальше что? Что было бы, если бы она не сбежала? Ответственность за человеческую душу – это не баловство, типа, поиграл и выбросил на улицу. И это подразумевает достаточно долгое время общения. А кто он сейчас? Ангел-бомж, с иссякающей благодатью, кандидат в покойники! Или он рассчитывал превратить Клэр в сиделку, чтобы та нянчилась с ним, когда у него снова «бронхит» начнется? Да, безответственность вполне в духе Каса, но авторам надо ж хоть как-то его менять! Опять показан какой-то нерешительный, «дурашливый» Кас, ничего не смыслящий в реальной человеческой жизни. Сколько ж можно доить этот имидж!…
Ну, и в остальном линия не слишком понятна.
Зачем он позвал Сэма и Дина? Не рассчитывал же он превратить их в воспитательниц! Как я поняла, ему нужно было найти Клэр. Но он же ангел, а у Клэр нет надписей на ребрах! И он сам сказал потом, что «чует ее»…
Откуда у Каса деньги? Для Винчестеров этот вопрос тоже актуален, но тут по традиции сразу вспоминаются липовые кредитки, выигрыши в карты и бильярд, но у Каса-то они откуда? Причем наличка в кошельке. Двести баксов на дороге не валяются…
Откуда у Каса водительские права? Да, я понимаю, что он мог каким-то образом освоить практику, выучить правила, но права выдают в полиции. Он же должен был сдать экзамен – теорию, вождение… Какой нормальный коп выдаст права на вождение «человеку», который производит впечатление, мягко говоря, неадекватного? Это мы к нему привыкли, но не полиция. Или эта корочка просто липа?
Сама история проста, как банный лист. Ни с того, ни с сего Кастиэль вспоминает, что должен позаботиться о Клэр. Клэр такое «счастье» нафиг не нужно, но она использует шанс, чтобы сбежать из ненавистного детдома. Оказавшись на свободе, она сразу же сбегает и от Каса, к которому не испытывает ни симпатии, ни жалости, ни понимания – что, впрочем, вполне естественно. За неимением выбора, она возвращается в дом приемного отца, Рэнди, который отправляет ее грабить магазин, поскольку вдрызг проигрался на скачках и должен вернуть долг. В последнюю секунду вмешиваются Кастиэль и Винчестеры, которых тот подрядил на помощь. Клэр, отнюдь не благодарная своим спасателям, возвращается к Рэнди ни с чем. Когда приходит пора отдавать долг, Рэнди не может вернуть деньги, но согласен расплатиться «натурой» – отдать Клэр своему кредитору для известно каких развлечений. И снова в последнюю секунду вмешиваются Кастиэль и Винчестеры. После резни, учиненной Дином, Клэр решает отомстить за смерть приемного папаши и по совету друзей-бомжей соглашается убить Дина. На этот раз уже у нее наступает просветление – опять в последнюю секунду. Все заканчивается тем, что Клэр уходит в неизвестном направлении, сообщив Касу напоследок, что попробует взяться за ум. Мне эта сцена сильно напоминает уходящую в никуда вервольфиху Кейт.
А вообще жуткая чернуха… Просто клиника.
Не могу сказать, что Клэр так уж меня раздражала – совсем не так, как многих фанатов, судя по форумам. Ну да, дух Крисси витает над серией, но по мэрисьюшности Клэр до нее очень далеко. Безусловно, это не Крисси и уж тем более не Чарли! Возможно, дело в том, что Клэр не изображает (пока не изображает!) из себя крутую охотницу – сейчас это просто очень несчастный озлобленный подросток, у которого вообще-то есть причины, чтобы быть несчастным и озлобленным. Жалко ее, конечно, хотя она достаточно взрослая, чтобы хоть немного разбираться в том, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце концов, ее воспитывала бабушка, потом в детских домах, надо полагать, тоже учили, что красть нельзя… И как бы человек ни любил свою приемную семью, с полоборота согласиться на вооруженный грабеж – это все-таки перебор. И участвовать в убийстве человека – тоже перебор, как бы сильно этот человек тебя ни доставал.
И почему-то бросилось в глаза, что очень уж хорошо Клэр все помнит… Да, тут вопрос, конечно, неоднозначный. С одной стороны, память человеческая – удивительный инструмент. Некоторые события врезаются в память в мельчайших подробностях. Но, с другой стороны, в особых случаях та же память включает некий механизм самозащиты, вытравливая травматичные воспоминания, чтобы человек не сошел с ума от горя или страха. И если с Кастиэлем еще понятно – в конце концов, у него облик ее отца, то с Сэмом и Дином как-то странно… Не верится, что она так уж сходу узнала их и даже вспомнила их имена. Такое впечатление, что они только что расстались. Как-то неестественно, на мой взгляд.
Про эту историю с ее приемным папочкой говорить особо нечего. Он подонок, каких мало, и все эти разговоры «он по-своему ее любил» – сплошное лицемерие. Я бы предпочла, чтобы моя дочь жила на улице, чем с таким «папочкой». Проигрываешь бабло – сам ищи способ вернуть долг, а не посылай на преступление сопливую девчонку. И не продавай ее другим мерзавцам. Я всегда была против самосуда, но должна признать, что в итоге Рэнди получил по заслугам. Ну, а тот факт, что с этим не согласна сама бедная сиротка, вполне понятен. Похоже, она от природы не шибко умна, не воспитана и просто сопливая еще. Вдобавок, есть такое понятие, как Стокгольмский синдром…
Сэм и Дин
Основным лейтмотивом эпизодов можно считать фразу «С Дином что-то не так» и первые попытки разрулить ситуацию. Причем, такое впечатление, что это стало откровением и для Сэма, и для Каса, и для самого Дина. Хотя, вполне возможно, последний только претворяется. Но что в этой ситуации неожиданного? И Сэм, и Кас знают, что такое Метка Каина. Понимают, что от нее так просто не избавишься, и, что самое главное, Дин от нее и не избавился. Он только перестал быть демоном, а стал Человеком-с-Меткой-Каина, каким был во второй половине прошлого сезона. Кас и Сэм должны прекрасно помнить все проявления Метки. Почему сейчас что-то должно измениться? Поэтому так странно, что в 10.09 Кас и Сэм решили сопроводить Клэр в машину вдвоем, фактически перепоручив всю ту гнусную компашку заботам Человека-с-Меткой-Каина, уже почуявшего запах резни. Они что, не понимали, чем это должно закончиться? И чего вообще из Дина выпытывать «Как ты?», «Чувствуешь ли ты Метку?»… По-моему, они достаточно в теме, чтобы для них все было очевидно… Тут надо не допытываться, а выход искать. Как в анекдоте: «Чего тут думать – трясти надо»)))
Ну, мысль о том, как «трясти», у Винчестеров правильная возникла. Только все-таки непонятно, почему они начали не с Каина – самого непосредственного и информированного источника. Ладно, вполне возможно, что Каин был вне зоны доступа, но, как я поняла, они даже не попытались его отыскать. Хотя, по-моему, он должен быть номером один в списке.
Сцена с допросом Метатрона – наверное, самая драматичная сцена за две серии. Снято хорошо, сыграно хорошо. В общем, все понятно, вопросов не возникает. Разве что нельзя было даже звонить Кроули, не выяснив, зачем Писарю ножик. Та же самая ошибка, которую совершил Дин, не задумавшись, чем обернется его авантюра с Меткой. И чего Кас с Сэмом так переполошились, когда Дин занялся Метатроном, гм… вплотную? Конечно, надо было проследить, чтобы сморчок не откинул копыта, но серьезный подход явно стал приносить свои плоды. Почему было не поднажать еще? Может, услышали бы нечто большее, чем «Воистину река должна закончиться в истоке» (Behold, the river shall end at the source). В моем понимании это означает «Круг должен замкнуться», но о каком круге речь, непонятно. Вполне возможно, у Метки был собственный путь – вполне возможно, Метка должна была эволюционировать каким-то естественным путем. Выполнить свою задачу и вернуться к Источнику, т.е. к Люциферу. Возможно, был способ как-то ускорить этот путь. Тут масса возможных интересных вариантов, которые так и не получили развития. Не исключено, что, когда снимались эти серии, авторы сами еще не знали, что нагородят в итоге с этой Тьмой.
Из Винчестерской темы могу еще вспомнить разговор в баре, который явно преподносится как знаковый. Когда Дин рассказывает Касу о своей первой вылазке в злачные места. Конечно, всегда интересно, узнать какой-то кусочек семейной истории, хотя последнее время я стала относиться к этим экскурсам в прошлое с опаской. Очень уж непредсказуема авторская фантазия.
ДИН (о Джоне): …он обернулся, посмотрел на меня и сказал: «Сынок, я тебе не нравлюсь? Ничего страшного. Моя задача не в том, чтобы нравиться».
СЭМ (подхватывает): «Моя задача в том, чтобы правильно тебя воспитать».
Проблема в том, что, по моему скромному разумению, Джон противопоставляет вещи, которые никак не должны противопоставляться. Тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают, должны быть единомышленниками, союзниками. Они должны уважать друг друга и нравиться друг другу. Если считать «А мне пофигу – любишь ты меня или нет. Я тебя правильно воспитать должен», ничего не выйдет. Такое справедливо для армейской муштры, когда солдаты должны подчиняться командиру по Уставу, вне зависимости от того, нравится он им или нет. А воспитание детей – это всегда улица с двусторонним движением. Сначала надо суметь понравиться, потому что без этого нельзя завоевать доверие, и только потом можно уже воспитывать. Да, конечно, любой ребенок сгоряча может сказать папке «терпеть тебя не могу». Но это не значит, что он его не любит. Обида приходит и уходит, а истинное чувство остается. И те же Дин с Сэмом, несмотря на все конфликты, любили своего отца и уважали его. Если бы это было не так, они не стали бы теми, кем стали.