Мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих (с)

Как же я ждала этого эпизода!
Мне казалось, что теперь все будет хорошо. Ведь я уже знала, что Сэм очнется, обнимет Дина и все пойдет, как в старые добрые времена. Увы, путь в старые, относительно добрые, времена отрезан навсегда.
читать дальшеЭпизод 6.12 «Словно девственница» [1] с точки зрения мифологии довольно интересен, но объективные обстоятельства – а проще говоря, отсутствие денег – не позволили одному из самых знаменитых чудищ, дракону, раскрыться в полной мере. Пожалуй, самое впечатляющее явление монстра недели имеет место в прологе – видимо, на гигантскую тень денег все же хватило.
А по ходу эпизода я даже не поняла, что бандитского вида мужики, засевшие в канализации, это и есть драконы. Возможно, авторам не следовало при недостатке средств обращаться к мифологическому персонажу, внешность которого так хорошо известна.
В конце концов, оборотни разных видов и вампиры, даже демоны с ангелами в своем каноне подразумевали человеческий облик. А дракон – это, прежде всего, огнедышащий змий из классических сказок, средневековых легенд, фэнтэзи, вроде нашего Змея Горыныча… Ну, никак не ассоциируется традиционный дракон с человеческим обликом, хотя в современном варианте такие случаи известны (в пьесе Шварца «Дракон», к примеру).
В остальном мифологическая часть выглядит свежо и мило.
Повеселило Сказание о том, как сэр Дин вытаскивал из камня меч Брунсвика [2]. Я нисколько не сомневалась, что Дин попытает счастья, и даже на секунду подумалось, что у него получится. Слава Богу, авторы удержались от подобной нелепости. Только немного переборщили, показывая суету Дина – ясно же, что застрявший в камне меч так просто не вытянешь, каким бы путем он туда ни попал. Да и доктор Элеанор Визиак [3], добывшая меч столь тяжкими трудами, уж очень легко позволила какому-то незнакомцу устраивать взрывы в ее доме. Видимо, старая дружба действительно не ржавеет, раз имя Бобби Сингера произвело такое магического действие.
И все-таки надо отдать должное авторам. Не имея возможности показать дракона во всей красе, они сохранили основные черты традиционного персонажа: функцию сторожей, подземное логово, любовь к золоту и невинным девицам, злобность, способность жечь и плавить. Соответственно, человекоподобные драконы превратились в агрессивных охранников, обитающих в канализации, где они стерегут золото и кучку практически одинаковых на вид девственниц. Остроумнее всего обыграна способность изрыгать пламя: огнем дышать ребята не могут, зато их
А вот золотишка у современных драконов просто кот наплакал по сравнению с их мифологическими собратьями. Те драконы всей своей тушей лежали на грудах награбленных сокровищ, у них даже «трудовая мозоль» на брюхе нарастала. Если древние драконы на золоте просто лежали, что с ним делают монстры последнего поколения? Вряд ли они его просто коллекционируют; в современном мире жить накладнее, чем в Средневековой пещере – и одеваться надо, и за бензин платить…
А Винчестеры хоть и не драконы, золото им тоже пригодится. Дин правильно сделал, что его взял – как и положено победителю.
Книга понравилась со страницами из человеческой кожи, благодаря которой состоялось первое знакомство Винчестеров с будущим противником и территорией, которую так жаждал заполучить мистер Кроули. Решила записать, чтобы ничего не забыть – вдруг и мне пригодится.)))
БОББИ: Это человеческая кожа. Я более-менее уверен в первой части. По сути, это описание какого-то места. Оно похоже на худшую сцену худшего ночного кошмара. Кровь, кости и мрак. Тела и души всевозможных тварей – голодных, жестоких, мерзких.
СЭМ: Монстры?
БОББИ: Настоящий Монстролэнд. Если верить книге, у этого места много названий, большинство из которых я не могу произнести, но, полагаю, слово «Чистилище» вам знакомо.
ДИН: Чистилище? Просто супер. Что ж, рад слышать. Значит, ты хочешь сказать, что это, э-э… драконье отребье засело в канализации и почитывает стишки о Чистилище?
БОББИ: Нет, нет, нет. Они читают инструкцию.
ДИН: Что?
БОББИ: Ага. Безумцам, которые сами пожелают посетить такое жуткое место, книга рассказывает, как открыть дверь.
ДИН: Дверь в Чистилище. Я знаю одного демона, который отдал бы все, чтобы узнать об этом. И как же открыть эту дверь?
БОББИ: Спроси Годзиллу. Я абсолютно уверен, что это он выдрал нужную страницу. Но это еще не все.
СЭМ: Не всё?
БОББИ: Здесь говорится не только о том, как провести там каникулы, но и о том, как что-то освободить.
СЭМ: Выпустить какую-то тварь в наш мир. Какую?
БОББИ: Я над этим работаю.
ДИН: Ты можешь сообщить нам хоть что-то?
БОББИ: Я знаю имя.
ДИН: Отлично.
БОББИ: Мать.
СЭМ: Мать? Чья м-мать? Мать драконов?
БОББИ: Если бы. Это повторяется здесь несколько раз. Всеобщая Мать.
ДИН: «Всеобщая Мать»? Что ещё за фигня?
БОББИ: Понятия не имею.
Разумеется, финал тоже впечатляет. Явление Матери Евы.
В масштабах «Сверхъестественного» сцена поистине эпического размаха). Хотя мне до сих пор трудно смириться с такой трактовкой Чистилища. Это же настоящую Адскую пасть показали – как есть вход в Преисподнюю! Зияющая огненная бездна. К чему Альфа Вампир (вернее, авторы сериала) помянул Данте всуе? Почему им так захотелось использовать это название? Можно было бы показать всё то же самое, просто место назвать как-нибудь по-другому… Какой-нибудь Адский Отстойник. Зачем было трепать историческое понятие, имеющее вполне конкретный канонический смысл? Придумали же авторы Клетку. Хотя под ней подразумевается тот же Дантов Ад – самое его дно – в сериале нигде об этом не упоминается.
После эпизода 6.11 я смотрела только 6.14, и дальнейшей арки вообще не знаю, так что забегать вперед не буду, но чует мое сердце, что авторы пристегнут эту Праматерь к библейской Еве. А, на мой взгляд, образ этот вчистую содран со знаменитой компьютерной игры “WarCraft”, где есть такой персонаж – «чудовищная Праматерь монстров Ониксия». А “WarCraft” как раз в 6.12 упоминается – именно эти сайты натолкнули Винчестеров на идею о драконах.
Ну и заключительная фраза умилила:
«МАТЬ: Нам надо многое сделать. Приступим».
Почему-то последний кадр Пилотной серии вспомнился:
«СЭМ: У нас есть работа»
Что ж, все мы когда-то начинали… А в целом Дин правильно определил основную идею эпизода: невинность до добра не доводит!)))
* * * * *
От увлекательной мифологии приходится переходить к делам гораздо более грустным – к психологии, поскольку взаимоотношения классического «треугольника» Дин-Сэм-Бобби опять не сильно порадовали.
Просто сердце сжалось, когда показали Сэма в этой… тюремной камере, на какой-то дрянной кровати… Сразу Колд Оак вспомнился. Десять дней его держат в бункере, неужели нельзя было получше с ним обойтись – после всего, что он перенес? Без души-то он не по своей воле остался. Хорошо, хоть капельницу поставили…
ДИН (Кастиэлю, который выходит из бункера, опуская закатанный рукав рубашки): Ну?
КАСТИЭЛЬ: Его душа на месте.
ДИН: Он очнется когда-нибудь?
КАСТИЭЛЬ (сухо): Я не ваш врач, Дин.
ДИН: А если предположить?
КАСТИЭЛЬ: Тогда, вероятно, нет.
ДИН (с досадой): Мог бы подсластить пилюлю.
КАСТИЭЛЬ: Прости, Дин, но я тебя предупреждал, что лучше не возвращать эту штуку.
ДИН: А что мне оставалось делать? Позволить Терминатору разгуливать повсюду, рассчитывая, что он не начнет палить во всех подряд?
КАСТИЭЛЬ: Знаешь, что я почувствовал, когда коснулся его души? Как будто с нее заживо содрали кожу, Дин. Если ты хотел убить своего брата, сделал бы это сразу.
(Дин оглядывает подвал. Кастиэль исчез. Сэм по-прежнему спит.)
Не знаю – возможно, Кас и темнит... возможно, у него какой-то свой интерес в деле возвращения (или НЕвозвращения) Сэмовой души имеется, но в его словах хоть какая-то жалость чувствуется. А у Дина один только героизм отовсюду выпирает. И забота о несчастном человечестве.(((
Хотя в соответствии с каноном это могло быть и проявлением страха: «Дин не злится – просто так он скрывает свою тревогу и страх за близкого человека». Мне, кстати, всегда это было непонятно. Хорошо получается – дескать, это я не со зла на тебя наорал (или врезал) – просто так у меня любовь и забота выражается. Скрывают что-то постыдное, а подлинную любовь и заботу скрывать не надо. В молодости подобные комплексы еще объяснимы, но к середине шестого Дину пора бы уже повзрослеть. Только все равно не верится, что на этот раз за резкостью скрывается любовь…
Это я снова вопросу о мотивации. Тут Дин уже прямым текстом говорит, что затеял всю эту авантюру, чтобы избавиться («спасти мир»!) от «робота-убийцы», а вовсе не для того, чтобы избавить от вечных страданий душу брата. Такое впечатление, что на душе все уже крест поставили. У меня даже мелькнула мысль, что Бобби с Дином больше устроило бы, если бы Сэм вообще не очнулся. Особенно после прогноза доктора Каса.
Увы, им не повезло. Их «проблема» так просто сдаваться не собиралась – Сэм очнулся и заявился в комнату, где Дин с Бобби, как и положено обладателям отзывчивых душ, квасили с горя.
Ну, вот и первое настоящее объятие после возвращения. Хорошо, что оно все-таки состоялось, хотя досадно, что я не увидела самой главной эмоции – радости. Я несколько раз сцену пересмотрела; было всё – изумление, растерянность, облегчение…но не радость. Ладно, возможно, я слишком уж требовательна.
Но смутило меня и кое-что еще. Как Сэм смог выйти из бункера? Насколько я понимаю, Дин и Бобби держали там Сэма из страха – другой причины просто нет. Хотя, непонятно, чего они боялись: если Стена сработает, Сэм очнется самим собой, если нет – то, по словам Смерти, просто умерет. Зачем держать человека – возможно умирающего – в подвале? Ладно, допустим, они очень боялись «робота-убийцу», боялись, что он очнется каким-то сверхчудовищем, с которым просто невозможно будет справиться, или даже самим Люцифером. Но тогда Дин тем более должен был после визита Каса запереть дверь… А получилось, что они держали Сэма в подвале просто так… ну, или Дин просто забыл запереть дверь – именно в этот раз. Кас же сказал, что Сэм вряд ли очнется… Но все равно какой-то осадок у меня остался…
* * * * *
Но это всё мелочи. Главное разочарование – это, конечно, Бобби. Недавно я наткнулась на видеоинтервью с Джимом Бивером. Фактически это был ответ на единственный вопрос, заданный актеру на прошедшем Комик-Коне: «Окончательно ли простил Бобби Сэма?» Помню, я тогда очень возмутилась, посчитав, что журналисты разводят холивар на пустом месте. Я же еще не смотрела 6.12, поэтому просто не могла взять в толк, о каком прощении идет речь. Теперь стало понятно.
Нет, я все понимаю – ситуация, когда тебе приставляют нож к горлу, весьма впечатляет. Только есть два «но».
Во-первых, Бобби – не простой обыватель, для которого одержимость, пропажа души и прочие сверхъестественные штучки представляются сущим бредом. Бобби – охотник с многолетним стажем. Он прекрасно знает, на что способен мир Зла. Он прекрасно знает, каким образом Сэм остался без души. Он прекрасно знает самого Сэма буквально с пеленок. Процесс возвращения души происходил у него на глазах – они же с Дином опасливо жались тогда в дверях бункера, слушая вопли Сэма. Так что ситуацию Бобби представлял предельно ясно.
Во-вторых, с момента трагических событий 6.11 прошло уже десять дней. Я могу понять, когда человек, даже опытный охотник, не может справиться со своими эмоциями в первый момент, но за десять дней вполне можно собраться с мыслями. Тем более, это мог сделать Бобби, который вообще особой эмоциональностью не отличается.
Поневоле вспоминается эпизод «Рожденный под дурным знаком», когда одержимый Сэм заглянул к Бобби определенно не пива выпить. Он собирался его убить, и Бобби это прекрасно понимал. Просто в тот раз ситуация не вышла у него из-под контроля, поэтому, надо понимать, он на Сэма не обиделся за гнусные намерения. Отнесся с большим пониманием. Кстати, Бобби отнесся с пониманием даже к тому, что Сэм не просто хотел его убить – он реально свернул ему шею, будучи одержимым Люцифером. И это не мешало Бобби нормально общаться с Сэмом весь год после его возвращения. Еще сравнительно недавно, во время заварушки с Веритас, Бобби сам же внушал Дину:
БОББИ: Слушай, я все понимаю. Ты вне себя. Это вполне объяснимо. Но давай будем профессионалами…. Ты только не подстрели его, хорошо?
ДИН: Да я вместе с ним в одну машину не хочу садиться – не говоря уж о том, чтобы вместе работать.
БОББИ: Полезай в машину. Он и есть твоя работа.
Золотые слова! Особенно насчет профессионализма. Дина, конечно, поучать очень просто… А я еще восхищалась мудростью, рассудительностью, профессионализмом Бобби!
А вот после этого диалога я запуталась окончательно:
БОББИ (ворчливо): Как он?
ДИН: Он, гм… Хорошо. Правда, хорошо. Лучше, чем я думал.
БОББИ: Ну-ну.
ДИН: Что ещё? Откуда эта постная мина?
БОББИ: Я рад, что ему лучше. Правда. Но… Всего десять дней назад этот парень тыкал в меня ножом как настоящий Менендез. А теперь эта история просто… вылетела у него из головы? Прости, но мне и смотреть на него тошно.
ДИН: Это был не Сэм.
БОББИ: Может, это был не весь Сэм, но это был он, Дин.
ДИН: Ну, и что ты предлагаешь, Бобби? Все ему рассказать?
БОББИ: Нет. Просто очень хотелось бы – только и всего.
ДИН: Да, но если мы вывалим на него все это дерьмо, неизвестно, к чему это приведет. Стена… Стена может не выдержать.
БОББИ: Знаю… знаю.
ДИН: Слушай, по мне это было просто чудо, и я не собираюсь заглядывать дареному коню в зубы. Я готов осыпать Смерть благодарностями.
БОББИ: Ты же понимаешь, что он все узнает. Так или иначе, кто-нибудь ему расскажет, или он сам докопается. Он же не дурак. Пусть лучше услышит от нас.
ДИН: Но, может, мы все-таки подождем немного?
БОББИ: Ладно. Но тогда готовься увидеть обратную сторону медали, потому что, когда Сэм сообразит, что мы пудрим ему мозги, тебе мало не покажется.
Что ж, из этого диалога можно сделать только один вывод: Бобби не видит никакой разницы между Сэмом-без-души и Сэмом-с-душой. А ведь, в свое время, сам Бобби очень активно искал способ выцарапать свою душу у Кроули. Значит, он считает, что душа все-таки человеку нужна?
Хотя тут опять, конечно, все грехи ложатся на авторов. Потому что Бобби, как и все нормальные люди (к которым авторы явно не относятся), знает, что душа – это, прежде всего, жизнь. Нет души – и ты покойник. А Сэм и без души как-то умудрился живым остаться, это и вносит путаницу.
Возникает вопрос: почему в понимании Бобби одержимый человек не несет ответственности за свои поступки, а бездушный человек должен за все отвечать? Думаю, дело в том, что одержимость – это подавление личности, а душа (в понимании авторов сериала) и личность это не одно и то же. При одержимости демон вытесняет человека полностью, а пропажа «души» это пропажа лишь части, которую Бобби явно не считает главной. Отсюда и фраза «Может, это был не весь Сэм, но это был он». Всю первую половину сезона Бобби видел перед собой Сэма – живого и здорового, ничем не одержимого, который занимается все той же охотой, все помнит и соображает не хуже прежнего. Эти факторы для Бобби определяющие. К тому же трудно считать человека "роботом", когда фактически не видишь этому подтверждений. Кстати, в этой части я хорошо понимаю Бобби - мне тоже показалось, что улик как-то маловато.
Вот поэтому Сэм для Бобби ничем не лучше братьев Менендез (факт из реальной жизни, получивший широкую огласку: братья Менендез хладнокровно убили своих родителей ради денег). Вот поэтому Сэм должен теперь отвечать за свои поступки по полной программе. В какой-то степени это понятно: Бобби – мужик неглупый, разбирается в охоте и в жестянках на своей свалке, но психоанализ и философия определенно не его конёк. А объяснить некому.
Но, с другой стороны, всё равно остается много вопросов.
Бобби уже давно знает из рассказов Дина, что Сэм стал совсем другим, что он утратил понятия о морали и нравственности. Причин не верить Дину нет. Бобби знает, почему Сэм изменился – знает, что у него нет души, вернее, той части, которая определяет моральный облик человека, загоняет его в определенные рамки. Бобби знает, что Сэм стал таким не по своей воле. Он знает, зачем Смерть установил Стену, и чем грозит ее разрушение.
Почему же тогда Бобби считает, что Сэм может «обидеть» кого угодно, но только не его? Почему он считает, что Сэм может забыть Ад, но ТАКОЕ помнить просто обязан?
Случившееся – это не проявление личной ненависти, это результат системной ошибки, заложенной в Сэме. Но Бобби этого не понимает, поэтому и хочет - пусть даже ценой падения Стены - чтобы Сэм узнал о том, какую ужасную вещь он совершил. Хочет, чтобы Сэм валялся у него в ногах, рвал на себе волосы от отчаяния и вымаливал прощение. Тогда вопрос с обидами сразу будет исчерпан.
Интересно, что имел в виду Бобби, когда предупреждал Дина об «обратной стороне медали»? Что такого может сделать Сэм – настоящий, получивший душу, Сэм – когда узнает о своих «бездушных» грехах? Бобби считает, что Сэм-с-душой кинется с ножом на него и Дина, намереваясь отомстить за то, что ему ничего не рассказали? Или он опасается, что Сэм будет очень сильно переживать? Теперь я уже не уверена, что знаю ответ…
А еще у меня мелькнула мысль, что в какой-то степени Бобби «обижается» на Сэма даже не за то, что тот хотел его убить. Просто молодой охотник вчистую переиграл старичка. Бобби что в 6.11 сказал? «Никто не убьет меня в моем собственном доме». Весьма хвастливое заявление. Уверена, если бы Бобби удалось вовремя запереть Сэма в какой-то подсобке или связать, как он поступил во втором сезоне с Сэмом-одержимым, то никаких обид бы не было. Хотя суть дела от этого не изменилась бы. Вот ведь парадоксы человеческой психики!
Каноничный Бобби всегда был человеком грубоватым, но сильным, сообразительным и к истерикам не склонным. А теперь, что – на старости лет нервишки сдали? Авторам очень захотелось показать развитие персонажа? Если они так понимают развитие, я предпочитаю стагнацию. Но мои предпочтения никого не волнуют. Жаль, но очень теплые чувства к человеку, который казался уже просто родным, теперь исчезли начисто. Нет, конечно же, я не возненавидела Бобби. Его, безусловно, можно понять. Просто я всегда восхищалась им… считала его идеальным охотником, а это неправильно – не бывает ничего идеального. Поэтому Бобби теперь для меня – всего лишь положительный персонаж сериала, вроде Элен, Эша, Памелы, Руфуса… Увы, стараниями авторов все восторги угасли, и прежний Бобби ушел навсегда.
* * * * *
Поведение Дина тоже вызывает некоторое недоумение.
Если его так радовало возвращение брата в мир живых, почему он вообще обсуждает с Бобби вопрос «скажем Сэму или не скажем»? Такое впечатление, что Дин советуется по части охоты – типа, как ему поступить с каким-нибудь ругару. Если бы Дин действительно беспокоился о брате и шевелил извилинами верхнего мозга, что он должен был бы сделать?
Убедившись, что Бобби определенно не сможет скрыть изменившегося отношения к Сэму (а Бобби сказал об этом совершенно откровенно), Дин должен был бы плюнуть на все охоты и незамедлительно, под любым предлогом, увезти брата подальше от этого дома. В конце концов, жили же Винчестеры в мотелях и без советов Бобби как-то обходились! Ведь, по сути, именно Бобби и вытащил первый камушек из Стены. Конечно, у Сэма и без него стали дежавю возникать, но одно дело – смутные ощущения, и совсем другое – откровения Каса. А с чего вдруг Кас разоткровенничался? Потому что Сэм его вызвал и, вытянул информацию, обведя простачка вокруг пальца. А почему он его вызвал, почему Сэм вообще так завелся из-за своего прошлого? Да потому что Бобби не смог справиться со своими эмоциями и вел себя так, что только дурак не заподозрил бы неладное. А Дин просто пустил все на самотек.
Поражает меня это: Сэм столько всего вытерпел, столько усилий было затрачено, чтобы вернуть несчастную истерзанную душу, а теперь два самых близких человека ведут себя так, словно Сэм очнулся после недельного запоя, во время которого не ведал, что творил. А один из этой парочки еще считает, что он и прощение должен за это вымаливать(((
* * * * *
Ну, и что касается самого Сэма.
Во-первых, авторы явно переусердствовали, показывая, насколько изменился Сэм после обретения души. Понятно, что Сэм сразу стал просто пай-мальчиком, но уж слишком это подчеркивается – из него просто елеем сочится сочувствие и душевность. Видимо, чтобы сразу все заметили отличие от "бездушного монстра" и оценили разницу.
Во-вторых, слишком уж бодрым и веселым показался Сэм после всего пережитого. Понятно, что Смерть поставил Стену, и Сэм не помнит того, что было в Аду. Но он же прекрасно помнит, что было прежде. Да одна мысль о том, что ты провел полтора года в Клетке с Дьяволом, а до этого успел сотворить страшные вещи, будучи одержимым, отобьет всю бодрость… Неужели Сэм (уже обретший душу) смог так просто от всего этого отмахнуться? Я не говорю, что он должен был впасть в прострацию (хотя это было бы вполне объяснимо), но, по крайней мере, он никак не мог так быстро оклематься в психологическом плане. Помнится, Дин после Ада ничуть не похож был на такого бодрячка.
Ну, и сцена, которая была вполне предсказуема: Сэм извиняется перед Дином за поведение, которое он никак не мог контролировать.
СЭМ: Дин…
ДИН: Да?
СЭМ: Я так… Я так виноват. Я даже не знаю, с чего начать.
ДИН: В чем виноват?
СЭМ: Ты сам знаешь.
ДИН: Бобби?
СЭМ: Кас.
ДИН: Кас. Гребаный простофиля.
СЭМ: Ты должен был мне рассказать, Дин.
ДИН: Тебе нельзя было этого знать.
СЭМ: О том, что я сделал с тобой? С Бобби? Конечно, я должен был знать.
ДИН: Сэм, Смерть не просто вернул тебе душу, ясно? Он возвел великую стену Сэма, между тобой и тем, что тебе нельзя помнить. И поверь – то, о чем ты не знаешь, может убить тебя. Это не шутка.
СЭМ: Пусть так. Но я должен все исправить. Во всяком случае, всё, что смогу.
ДИН: Это был не ты.
СЭМ: Знаешь, у меня такое ощущение, что я надрался, как никогда в жизни… а когда очнулся, обнаружил, что сжег целый город. И ты прав – это был не я, но… зажигалка лежала у меня в кармане, понимаешь? Поэтому я не уверен, что все так просто. И, знаешь, я ценю, что ты пытаешься меня защитить. Правда. Но я должен исправить… То, что должен исправить. Поэтому мне нужно знать, что я делал.
ДИН: Но ты не представляешь, насколько это опасно!
СЭМ: А что бы сделал ты на моем месте? Правильно – то же самое.
ДИН: Сэм…
Сэму не за что извиняться, но для него совершенно естественно посыпать голову пеплом. Интересно, Бобби такую реакцию имел в виду, когда предупреждал Дина об «обратной стороне медали»?
Нет, понятно, что все это очень непросто – такие новости ни один человек не воспримет спокойно, особенно Сэм. Значит, Дин тем более, должен был помочь, поддержать, хоть как-то снять чувство вины. А Дин настолько вяло пытается переубедить Сэма, как будто вполне согласен, и говорит он в основном об опасности воспоминаний, а не о беспочвенности самобичевания. По сути, единственный его аргумент: «Это был не ты». Кстати, то же самое он говорил Бобби. Что ж, это лучше, чем ничего, хотя сказать можно было бы больше… Много больше. Хотя бы, что, выражаясь словами самого Сэма, «надрался» он вовсе не по собственной дурости… Как же часто Сэму напоминают о его ошибках, и как же редко о его заслугах! А ведь не так давно (в пятом финале) тот же Бобби говорил о том, что Сэм сызмальства идет сквозь огонь, спасая людей. Жаль только, что сказал он это Дину, а не самому Сэму. Наверное, посчитал такой ход непедагогичным.
И чертовски хороший вопрос задает Сэм: «А что бы сделал ты на моем месте?». Жаль, что для меня ответ совсем не так очевиден, как для Сэма. Во всяком случае, мне было бы интересно послушать, что ответил бы сам Дин.
Думаю, на тему непрощенных грехов можно будет поговорить в следующем обзоре. Название у эпизода 6.13 такое многообещающее, что смотреть страшно.
Досье Монстра недели:
Дракон – самое знаменитое из легендарных чудовищ, постоянно упоминавшееся в мифах, легендах, преданиях почти всех народов мира.
По географическому принципу выделяют шесть семейств драконов:
1 – Северная Германия, Скандинавия и острова Северной Атлантики.
2 – Франция, Италия, Испания.
3 – Британские острова, включая Ирландию.
4 – Греция, Малая Азия, Южная Россия и Северная Африка.
5 – Китай, Азия и Индонезия (самое многочисленное семейство).
6 – Северная и Южная Америка и Австралия (самая малочисленная группа).

Образ дракона собирался по крупицам и принял окончательный вид только в Средневековье: дракон охраняет нечто ценное; некто пытается завладеть этим; дракон сопротивляется; начинается битва; дракон убит; победитель получает то, чего хотел.
Обширную информацию о драконах содержат средневековые бестиарии – псевдонаучные трактаты, в которых описания существующих и вымышленных зверей, птиц и даже камней были призваны подтвердить христианские догмы. Вот выдержки из статьи о драконе из бестиария XII века, которую можно назвать типичной: "Дракон - величайший из всех змей и всего живущего на земле. Когда дракон выходит из своей пещеры и устремляется к небу, воздух вокруг него воспламеняется. У него небольшой рот и длинная тонкая шея, а на спине – гребень". Кроме того, сообщается, что дракон – служитель дьявола и, без всякого сомнения, после смерти попадает в ад.

В средневековой литературе дракон выступает в качестве символа различных бедствий и человеческой алчности. Подобное описание дракона содержится в древнем англосаксонском эпосе "Беовульф". У него гладкая шкура "отвратительного цвета", он летает, дышит огнем, его мясо ядовито. Он живет в пещере в скале на берегу моря, где в течение 300 лет охраняет сокровище, на которое наложено проклятие. После того как грабитель пытается завладеть кладом, дракон свирепеет и начинает набеги на окрестные земли. Король Беовульф вызывается освободить страну от чудовища. Его битва с драконом нелегка. Дракон практически неуязвим: Беовульф не может поразить его кожу мечом, а потом и вовсе разбивает его о голову дракона. Только с помощью своего оруженосца Беовульф поражает дракона в его единственное уязвимое место - небольшое пятнышко на шее. Дракон побежден, но истощенный битвой Беовульф ненадолго переживает своего врага.

Однако самый известный драконоборец средневековья – святой Георгий. Легенда о святом Георгии вкратце такова: страну, которой правит старый, беспомощный король, опустошает ужасный дракон, требующий себе в пищу юношей и девушек; после того как жребий падает на королевскую дочь, является герой, который убивает монстра, женится на принцессе и наследует корону; жители королевства принимают христианство.

Битвы с драконами неоднократно описываются в легендах о приключениях короля Артура и его рыцарей. Сэр Тристан, убивший дракона и принесший в качестве трофея его язык королю Корнуолла Марку, получает в жены Изольду. Дракон, с которым сражается сэр Ланселот, появляется из-за надгробия, на котором начертано предсказание о битве с драконом и победе Ланселота. Сам Артур видит в своих вещих снах битву драконов разных цветов, символизирующих реальных противников. А сэр Утер становится королем при помощи дракона, спустившегося с небес.
Комментарии к обзору:
[1] Название
«Словно девственница» ("Like A Virgin") – одноименная песня Мадонны (1984).

Брунсвик – легендарный герой и покровитель Праги, статуя которого по сей день украшает Карлов мост в столице Чехии. Согласно легенде на третий год своего правления Брунсвик снарядил дружину и отправился завоевывать право изображать льва на своем гербе. Растеряв всех своих воинов и испытав ряд опасных приключений, во время которых едва не погиб, рыцарь однажды спас жизнь Царю Зверей, дравшемуся с драконом. С тех пор лев стал преданным другом Брунсвика. Он везде следовал за ним и помог добыть волшебный меч.
Надо сказать, что меч Брунсвика никогда не втыкали в камень. Упоминание о Мече в камне дважды встречается в сказаниях о короле Артуре – легендарном вожде бриттов V/VI веков:
1. Меч, который юный Артур извлёк из каменной глыбы, доказав тем самым своё право на трон. Надпись на камне гласила: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской». В некоторых источниках этот меч именуется Кларент (Clarent). Иногда этот меч отождествляется с Экскалибуром – легендарным мечом короля Артура, но в большинстве текстов они являются разными мечами.
2. Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок Камелот. Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей Круглого Стола вынуть меч смог только юный Галахад. Именно ему было суждено впоследствии найти Святой Грааль и стать его хранителем.
Судя по всему, мечи, выкованные в крови дракона – это уже современный вклад в мифологию, сделанный авторами компьютерных игр и фэнтэзи. Хотя не исключено, что сей факт тоже позаимствован в исторических источниках – возможно, были и такие легенды.
[3] Элеанор Визиак
Происхождение довольно необычной фамилии неизвестно, но по звучанию она очень напоминает имя сестер Вавилак – персонажей известного (из Интернета) мифа о драконе и девственницах.
Кстати, исполнительница роли доктора Визиак, актриса Ким Ульрих (Kim Ulrich), была «подружкой невесты» на свадьбе Джима Бивера. Источник
@темы: Сверхъестественное, СПН-Канон, Помнить Все, Шестой Сезон
Я тоже. И надеялась, что на этот раз грабли не пострадают.Увы...
. Возможно, авторам не следовало при недостатке средств обращаться к мифологическому персонажу, внешность которого так хорошо известна.
В конце концов, оборотни разных видов и вампиры, даже демоны с ангелами в своем каноне подразумевали человеческий облик. А дракон – это, прежде всего, огнедышащий змий из классических сказок, средневековых легенд, фэнтэзи, вроде нашего Змея Горыныча… Ну, никак не ассоциируется традиционный дракон с человеческим обликом, хотя в современном варианте такие случаи известны (в пьесе Шварца «Дракон», к примеру).
Вроде как в дальневосточной мифологии драконы порой принимали человеческий облик и даже вступали в брак с людьми. Кстати, я тут же нашла обоснуй, почему современные драконы стали выглядеть как люди: адаптация.
Я нисколько не сомневалась, что Дин попытает счастья, и даже на секунду подумалось, что у него получится. Слава Богу, авторы удержались от подобной нелепости. Только немного переборщили, показывая суету Дина
Говорят, что это Дженсен предложил такой вариант "извлечения волшебного меча". *Читает он фанфики о Дине, ох, читает, вот и постебался над образом "рыцаря сил Света"!*
Винчестеры хоть и не драконы, золото им тоже пригодится. Дин правильно сделал, что его взял – как и положено победителю.
А Сэм - ехидна он все-таки! - еще предложил Дину поваляться на золоте.
К чему Альфа Вампир (вернее, авторы сериала) помянул Данте всуе? Почему им так захотелось использовать это название? Можно было бы показать всё то же самое, просто место назвать как-нибудь по-другому… Какой-нибудь Адский Отстойник. Зачем было трепать историческое понятие, имеющее вполне конкретный канонический смысл?
Насколько я знаю, канонический смысл это нразвание ("Чистилище") имеет только для католиков. Протестанты, как и православные, эту идею отвергают. Зато благодаря Данте все знают о такой "структурной единице" в мироздании.
Не знаю – возможно, Кас и темнит... возможно, у него какой-то свой интерес в деле возвращения (или НЕвозвращения) Сэмовой души имеется
Да уже седьмой сезон начался, а какой интерес у Каса был в НЕвозвращении души так и не сказали. Кстати, неплохая "косточка" для фикрайтеров: разобраться в тайных мотивах пернатого.
«Дин не злится – просто так он скрывает свою тревогу и страх за близкого человека». Мне, кстати, всегда это было непонятно. Хорошо получается – дескать, это я не со зла на тебя наорал (или врезал) – просто так у меня любовь и забота выражается. Скрывают что-то постыдное, а подлинную любовь и заботу скрывать не надо.
А это смотря как воспитывали человека. Если с детства твердить: будь сдержанней, ты должен сдерживать свои эмоции - так и будет.
Дин уже прямым текстом говорит, что затеял всю эту авантюру, чтобы избавиться («спасти мир»!) от «робота-убийцы», а вовсе не для того, чтобы избавить от вечных страданий душу брата.
Да, мне этот момент тоже показался странным. Мягко говоря.
Но смутило меня и кое-что еще. Как Сэм смог выйти из бункера? Насколько я понимаю, Дин и Бобби держали там Сэма из страха – другой причины просто нет.
Бункер, кроме всего прочего еще и демононепроницаем. И это тоже могло быть причиной.
Главное разочарование – это, конечно, Бобби.
БОББИ: Может, это был не весь Сэм, но это был он, Дин.
Каноничный Бобби всегда был человеком грубоватым, но сильным, сообразительным и к истерикам не склонным. А теперь, что – на старости лет нервишки сдали?
А у кого бы не сдали? Винчестеры даже ангела до нервного срыва доведут (как Дин Каса в 5.18), а уж человека... Зато после этой серии Бобби оклемается быстро (травки, что ли заваривал какие?).
Да, я нисколько не сомневаюсь! Я хоть углубленно никогда драконами не интересовалась, но прекрасно представляю, насколько это многогранный персонаж. Легенд - уйма по всему свету, причем с самых древних времен и до настоящего времени. Вполне возможно, что у какого-то народа в какой-то период были/есть человекоподобные драконы. Я говорила о "известной внешности", исходя исключительно из традиционных для
насменя представлений. Змей-Горыныч или европейские драконы...Говорят, что это Дженсен предложил такой вариант "извлечения волшебного меча".
Да нет, сцена замечательная. Я уже говорила, что в Дженсене Чарли Чаплин (в частности
Насколько я знаю, канонический смысл это название ("Чистилище") имеет только для католиков. Протестанты, как и православные, эту идею отвергают. Зато благодаря Данте все знают о такой "структурной единице" в мироздании.
Верно. Но я и говорила именно о Дантовом Аде из "Божественной Комедии", которую читают и католики, и православные, и атеисты, вроде меня.
Если человек просто слышал такое слово, но не читал "Божественную Комедию", ему на Данте наплевать. Он знает, что есть такое место, и больше его ничто не интересует. Поэтому для него нет смысла уточнять, что это именно Дантово Чистилище. (это я про фразу Альфы)
Если человек читал "Божественную Комедию" или знает ее содержание, тем более не следует уточнять, потому что к Данте это не имеет никакого отношения.
Поэтому я и сказала, что зря авторы упомянули Данте, а еще лучше - дали бы новое название. Здесь уже столько навыдумывано, что зрители, не моргнув глазом, проглотили бы новую "единицу мироздания". Даже если бы она называлась не "Чистилище", а "Серпентарий". По крайней мере, те, кто знаком с каноническим понятием(дантовым или католическим - неважно. Оба в корне отличаются от сериального), не удивлялись бы. Хотя, как я уже говорила, эти моменты у меня особой аллергии не вызывают и смотреть не мешают - просто пришли в голову такие мысли...
Да уже седьмой сезон начался, а какой интерес у Каса был в НЕвозвращении души так и не сказали.
А Кас что, действительно был против возвращения души? Может ему тоже, вроде меня, было жалко "робоСэма"?
Бункер, кроме всего прочего еще и демононепроницаем. И это тоже могло быть причиной.
Да, я понимаю. У меня в одном переводе полуживого Сэма Дин тоже определил в бункер, но там его надо было обязательно защитить от посягательств извне. А здесь какому демону он сдался? Нет, я так поняла, что "угрозой" был именно Сэм. Хотя, в любом случае, извне или снаружи - открытая дверь делает заточение в бункере бессмысленным. Единственное объяснение: Дин забыл на нервной почве. Но это все натяжки, натяжки... Многовато их все-таки.
А у кого бы не сдали?
Да, согласна. Могли сдать у многих. Интересно было бы посмотреть на реакцию, к примеру, Джона.
Но это уже из области догадок. Я лишь сказала, что не ожидала такого от Бобби. Но это мои личные проблемы.
Говоришь, оклемался быстро? Плохо. Потому что это опять натяжка. В таком случае, либо переборщили с фразами типа "настоящий Менендез", "мне на него смотреть тошно", "я с вами не поеду..." и пр., либо тогда Бобби должен был хоть немного подольше "подуться". Я понимаю, что сериал не рассчитан на углубленный и достоверный показ подвижек в психологии, но тогда уж не надо было "замахиваться на Вильяма нашего, Шекспира". О чем я постоянно талдычу. А то неловко иногда бывает за авторов - с этими своими душевными разборками они порой напоминают коллективных творцов адаптированной версии, к примеру, "Гамлета" для детского сада. Или той же "Божественной Комедии".
Кстати, я только что посмотрела 6.13. Какое-то время не могла решиться, а восприняла намного легче, чем 6.11 и 6.12.
Если человек просто слышал такое слово, но не читал "Божественную Комедию", ему на Данте наплевать. Он знает, что есть такое место, и больше его ничто не интересует. Поэтому для него нет смысла уточнять, что это именно Дантово Чистилище. (это я про фразу Альфы)
Если человек читал "Божественную Комедию" или знает ее содержание, тем более не следует уточнять, потому что к Данте это не имеет никакого отношения.
Да, логика сценаристов иногда очень даже интересная. Мне вот подумалось, может, они приплели Дантово Чистилище для "достоверности"? В смысле, хотели подкрепить авторитетом классики собственную космологию?
А Кас что, действительно был против возвращения души? Может ему тоже, вроде меня, было жалко "робоСэма"?
Так ведь Кас еще в 6.10 объяснил, какие могут быть последствия. А вот почему - этот момент так и не объяснили. Хотя, то, как Кас попытался обнять Сэма, вроде показывает его искреннее беспокойство, но... Ладно, Дин, он как-то больше на земных делах сосредоточен, но ангел-то почему не предложил перенести душу Сэма из Клетки в Рай?
То есть потом, конечно, предположение у меня есть, но пока это будет как спойлер.
А здесь какому демону он сдался? Нет, я так поняла, что "угрозой" был именно Сэм. Хотя, в любом случае, извне или снаружи - открытая дверь делает заточение в бункере бессмысленным.
Ну, мало ли демонов на Винчестеров "дуются"...
И, кстати, в 4.09 Руби не могла войти в открытую дверь, стояла снаружи и "обижалась" на дискриминацию. Получается, что снаружи демоны действительно не могли проникнуть.
Говоришь, оклемался быстро? Плохо. Потому что это опять натяжка.
Бобби до 6.16 не показывают, так что время на "прийти в себя" у него есть.
Кстати, я только что посмотрела 6.13. Какое-то время не могла решиться, а восприняла намного легче, чем 6.11 и 6.12.
О, тогда жду.
Да, думаю, так оно и есть - даже не для "достоверности", а для "солидности". Немного обидно, потому что в таком случае получается, что авторы считают, что зрители понятия не имеют о Данте и Комедии и даже не полезут в Интернет, чтобы уточнить.
Ладно, Дин, он как-то больше на земных делах сосредоточен, но ангел-то почему не предложил перенести душу Сэма из Клетки в Рай?
А как он мог предложить перенести душу в Рай? Разве Кас такие вещи решает? И кому он мог такое предложить? Он, конечно, темнит, но формально он сразу объяснил, еще в 6.07, что душа Сэма осталась в Клетке, и он, Кас, помочь тут ничем не может. Дин же сразу от него потребовал, чтобы он вытащил душу. Как же он мог перенести душу в Рай?
Вообще, Кас - это, можно сказать, боль моя. Уже зная основную "бомбу" шестого финала и содержание первых двух эпизодов седьмого сезона, я суперпристально слежу за Касом. Просто как кошка за мышью! Все высматриваю первые симптомы "начала конца", которые приведут к этому пресловутому предательству. Ну, хоть убей, не вижу я пока ничего крамольного. Нормальный простодушный Кас,
один из немногихединственный, кто жалеет Сэма, за что ему моя персональная сэмгерловская благодарностьВот и боюсь я, что поплохеет Кас просто с бухты-барахты, став заложником Гэмболовской идеи-фикс о "неожидонностях". Небось где-то эпизодов за 5-6 до финала, когда уже было получено "добро" на следующий сезон, Гэмбл выбрала по своему излюбленному принципу "самый неожиданный" финал и стала планомерно уничтожать Каса, не заботясь, что это плохо согласуется с уже показанными эпизодами.
Бобби до 6.16 не показывают, так что время на "прийти в себя" у него есть.
Ну, тогда еще куда ни шло...
Хмм...
Все высматриваю первые симптомы "начала конца", которые приведут к этому пресловутому предательству.
Вот и боюсь я, что поплохеет Кас просто с бухты-барахты, став заложником Гэмболовской идеи-фикс о "неожидонностях". Небось где-то эпизодов за 5-6 до финала,
Да, примерно за 5-6 эпизодов до финала, точнее - за 8 прозвенит первый звоночек. А потом всё пойдет по нарастающей.
Да, примерно за 5-6 эпизодов до финала, точнее - за 8 прозвенит первый звоночек. А потом всё пойдет по нарастающей.
Во-вторых, с момента трагических событий 6.11 прошло уже десять дней. Я могу понять, когда человек, даже опытный охотник, не может справиться со своими эмоциями в первый момент, но за десять дней вполне можно собраться с мыслями.
поведение Бобби является очень странным
Просто сердце сжалось, когда показали Сэма в этой… тюремной камере, на какой-то дрянной кровати… Сразу Колд Оак вспомнился. Десять дней его держат в бункере, неужели нельзя было получше с ним обойтись
тематика бункера вообще очень болезненная лично для меня. это как-то не по человечески вообще. что бы там Дин ни считал в 4 сезоне, обращаться так с братом даже под наркотой (ну как он это обозначил)... это чересчур. особенно тогда злило что он торчал снаружи вместо того чтобы побыть рядом с Сэмом и как-то его утешить что ли пока у него ломка. но да, нафига оно надо. пусть лежит привязанный и страдает в одиночестве.
так и тут в 6 сезоне.
БОББИ: Я рад, что ему лучше. Правда. Но… Всего десять дней назад этот парень тыкал в меня ножом как настоящий Менендез. А теперь эта история просто… вылетела у него из головы? Прости, но мне и смотреть на него тошно.
ДИН: Это был не Сэм.
БОББИ: Может, это был не весь Сэм, но это был он, Дин.
в такие моменты мне кажется что Сэм в спн реально просто крайний. все что он делает ставится ему в вину и неважно насколько он себя в этот момент контролировал, в каком он был душевном и физическом состоянии. все шишки все равно на него. и кучу сезонов потом ему все припоминают старые обиды и давят на психику. неудивительно что у Сэма чувство вины раздуто до небес. как тут посчитаешь себя нормальным и достойным и чистым, когда постоянно оказываешься причиной всех бед.... Т__Т
вообще я все равно люблю Бобби и Дина, но такие моменты меня коробят.
отмахнуться? Я не говорю, что он должен был впасть в прострацию (хотя это было бы вполне объяснимо), (с)
Сэм переживает. это показано хотя бы в моменте разговора с Касом на тему как робоСэм провел этот год
так и тут в 6 сезоне.
В принципе, в 4 сезоне бункер был оправдан тем, что это не просто тюрьма, а сверхъестественное убежище. Никакое зло не может войти или выйти (кроме друзей-предателей, разумеется). Поскольку Сэм в 4 сезоне отягчен активированной демонской кровью, вдобавок он пил демонскую кровь, логично допустить, что Дин и Бобби боялись последствий. Вдруг Сэм обратиться в какого-то жуткого демона? Другое дело, что я не помню никаких угрожающих проявлений такого обращения. И в 4 сезоне я смотреть на это не могла не оттого, что Сэма заперли в Бункере - возможно, это была необходимая мера, а оттого, как Дин к Сэму относился. Хотя тогда (в отличие от 6 сезона) это можно было понять.
В 6 сезоне необходимость бункера достаточно сомнительна. Сэм, потерявший душу, получил ее обратно. Что может произойти? Демонских проявлений в Сэме нет, по словам Каса и Смерти возможные побочные эффекты ограничатся болью и сумасшествием. И из-за этого и без того измученного человека надо запирать в убогом подвале?
Нет, все-таки о 6 сезоне я по-прежнему говорить не готова, хотя и написала эти обзоры. Либо надо пересмотреть.
да, по сути Дин свои обиды поставил выше здоровья брата. если уж грубо говорить. не думаю что он прямо боялся что Сэм его прикончит, особенно после того как они с Бобби Сэма привязали к койке. и даже если он считал Сэма монстром, чего же он тогда его крики слушал со слезами на глазах? Сэм же не орал: убью-зарежу, а кричал от боли. логичная реакция близкого человека - попытаться утешить или хотя бы рядом постоять, как-то поддержать. даже если ты зол и обижен, сейчас не до купания в своих чувствах. потому что он вообще может не пережить эту ломку
в общем, тут я Дина не понимаю. есть моменты, когда его действия для меня совсем непоняты. например, в серии про кроатон Дин заперся с Сэмом в комнате и собирался прикончить обоих. Так в чем разница в 4 сезоне? х))) Может конечно Дин после ада цепляется за свою жизнь и ему реально страшно. Наверное, можно с этой стороны посмотреть
но да, ничто не показывает что Сэм монстр. и когда его запихивают в бункер, а потом оставляют там ломаться... это выглядит просто жестоко именно на контрасте. Если бы Сэм делал что-то плохое, такие действия были б оправданы. а так.. получается что Дин в нем брата вообще перестал видеть. х) опять все сводится к доверию левым чувакам которые сказали что Сэм пойдет по темной дорожке. а Сэму Дин не верит. и вот это как раз я наверное могу понять, почему-то к близким мы более требовательны чем к чужим
эффекты ограничатся болью и сумасшествием. И из-за этого и без того измученного человека надо запирать в убогом подвале?
6 сезон вообще оч странный х) я когда смотрела на этом моменте внимание не акцентировала, а теперь думаю - правда же странный поступок х) он точно был в бункере? реально наверное надо пересмотреть