Мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих (с)
История "братского конфликта" в седьмом сезоне сериала "Сверхъестественное" тем более интересна, что конфликтов таких за 6 лет мы уже видели достаточно. Итак, есть ли здесь что-то новенькое?
Помнится, накануне премьеры эпизода 7.07 я попыталась сделать что-то вроде прогноза. И насколько же я угадала?
читать дальше1. «Серия начнется с того, что Сэм и Дин снова объединятся»
Угадала.
2. «Вместе с тем, какие-то попытки объясниться будут. Кадры из промо-ролика, где Винчестеры сидят в какой-то закусочной, определенно, взяты из начала эпизода - сразу после титров. Дин сбивчиво и даже слегка виновато пытается объяснить, что он все правильно сделал - просто пытался остановить Эми, остановить убийства»
Не угадала. Просто потому, что не понимаю со слуха английский, увы. Фраза Дина «остановить убийства» относится вовсе не к попыткам оправдаться за убийство Эми. Дин всего лишь предлагает Сэму «остановить убийства» в городе медиумов, раз уж они вместе занялись этим делом. Так что это не объяснения, а деловой разговор.
3. К концу эпизода плотину прорывает и происходит тот самый разговор, который пару дней назад взорвал фандом. Так что делаю вывод: тот самый разговор произошел в финале, и никакие Люциферы тут ни при чем.
Угадала в том, что этот разговор – не глюк, но не угадала, решив, что это финал эпизода. Я все еще слишком хорошо думаю о 7-м сезоне…
Хотя да - вспомнила! Я почти угадала с ответом на вопрос "И что же будет, когда Сэм все узнает?". Вот здесь, в комментариях я сказала:
Да ничего не будет! Сэм в очередной раз прощения попросит - вот что будет... Извинится, как миленький. За то, что не отвечал на звонки. За то, что сам не убил. За то, что вообще влип в эту историю. За то, что из-за него вечные проблемы... С поводами для извинений у Сэма никогда проблем не было.
Что ж, так оно и вышло. Конечно, Сэм не на словах попросил прощения. Но всем своим поведением.
Итак, как же развивались события?
Финал Эпизода 7.06:
СЭМ: Ты правда хочешь знать, в чем дело?
ДИН: Да. Да, ты же знаешь мой девиз – всегда готов помочь.
СЭМ: «Всегда готов помочь», говоришь… Как ты помог Эми?
ДИН: Послушай, Сэм…
СЭМ: Не надо… не лги мне снова. Нет, просто вообще ничего не говори. Да, я не могу.
(открывает заднюю дверь машины и что-то достает с заднего сидения) Знаешь что, Дин? (поворачивается и идет прочь) Я не могу.
ДИН (делает несколько шагов к Сэму): Не можешь чего?
СЭМ: Не могу говорить с тобой сейчас! Дин… (оборачивается с двумя сумками в руках и смотрит на Дина) Я сейчас не могу даже быть рядом с тобой!
ДИН: Что ж, ладно…
СЭМ: Думаю, теперь ты вполне обойдешься без меня. (После долгой паузы Дин кивает). Валяй.
ДИН: Ладно. Прости, Сэм.
(Дин снова поворачивается к машине. Сэм уходит).
Ну, здесь все понятно и логично. Сэма переполняют эмоции – Дин, как раз наоборот, спокоен. Он все это уже пережил в своем воображении. Интересно, сколько раз Дин прокручивал в голове этот момент? Ведь он абсолютно точно знал, что этого разговора не избежать. Намного разумнее было бы самому обо всем рассказать – и чем раньше, тем лучше – но для этого нужна смелость. Дина никто не назовет трусом, когда надо шагнуть под пулю или всадить серебряный нож в монстра… Но для решения человеческих конфликтов требуется смелость иного рода – а именно этой смелости у Дина отродясь не было. Впрочем, как и у его папаши.
Поневоле приходит в голову аналогия с началом 5-го сезона, когда Винчестеры уже расставались по принципиальным соображениям. В обоих случаях основной причиной межличностного конфликта была ложь. В первом случае лгал Сэм, во втором – Дин, но всё же и в 5.02 и в 7.06 инициатором ухода становится Сэм. И это вовсе не ребяческое «бегство от реальности», в которой так любят упрекать Сэма. В обоих случаях это было разумным решением взрослого человека.
В первом случае груз вины Сэма был гораздо тяжелее, чем тот, что несет сейчас Дин. Сэм казнил себя за ложь брату, за свою ошибку, за то, что Люцифера выпустил, поэтому и причину ухода списывает именно на «профнепригодность»:
СЭМ: Я не могу сейчас охотиться – я не в форме. Мне нужно отойти в сторону, потому что я опасен. Возможно, будет лучше, если мы просто… разделимся на какое-то время.
ДИН: Да, думаю, ты прав.
Но лично я считаю, что дело не в этом. Это Сэм сейчас опасен? Униженный, раздавленный грузом вины? Думаю, и Сэм прекрасно понимал, что дело не в этом. Он просто не мог смотреть в глаза Дину, не мог физически рядом с ним находиться, потому что стыдился своего поступка. Тем более что Дин с самого начала 5-го сезона напоминал Сэму о его вине по полной программе. Так что уход Сэма вполне естественен и понятен. А Дин его не останавливает, нет – такое впечатление, что у него гора с плеч свалилась. Потому что ему самому с Сэмом общаться совсем не хочется, только вот не хватало все той же смелости самому предложить разбежаться. И, насколько я помню, жить врозь Дину очень понравилось. Сэма с его единственной попыткой восстановить мосты он просто послал подальше. А объединительным мотивом для Винчестеров тогда послужил банальный страх – Дину очень не понравилось вероятное недалекое будущее.
А что нам показали в 7-м сезоне?
Хоть роли и поменялись, причина конфликта осталась прежней: ложь, которая все равно остается ложью, вне зависимости от причины. Но и в этом случае уходит Сэм. Только теперь не потому, что он чувствует свою вину и стыдится за свой поступок. Нет, просто он обижен настолько, что не в состоянии даже видеть Дина. Он прекрасно понимает, что если останется, то постоянно будет выплескивать эту обиду, как делал это в 5-м сезоне Дин, так что Сэм уже просто не выдержал и ушел сам. Сейчас Сэм тоже мог бы прочитать лекцию на тему «Как я могу доверять тебе в охоте, если ты за моей спиной… если ты мне врешь… бла-бла-бла…». Но он не стал до такого опускаться. Просто ушел, и Дин снова его не остановил. Похоже, он снова чувствует большое облегчение – нарыв наконец-то прорвался. Конечно, вроде бы бессмысленно затевать объяснения, когда Сэма злость и обида захлестывают, но… я уверена, всегда можно найти слова, можно хотя бы попытаться. И ведь еще главное, как сказать. Можно равнодушно бросить «Что ж, ладно… прости, Сэм», а можно… можно совсем по-другому. Хотя, конечно же, Дин Винчестер со своей фирменной «гордостью» никогда не опустится до сопливого момента, даже если он неправ. Зато запросто опускается до пьянства на почве комплекса вины. Честно говоря, я вообще не понимаю, как он жив еще – при таком характере чувство вины должно было его уже заживо сожрать.
Эпизод 7.07:
Насколько я поняла, разлука продолжалась полторы недели, и на этот раз Винчестеров свел не страх (как в 5.04), а простая случайность. Нет, Дин, конечно, не забыл о Сэме, хотя проявлялось это тоже в классической диновской манере: вместо того, чтобы позвонить самому, проверял сообщения на мобильнике. Ждал первого шага.
Итак, Винчестеры случайно встречаются в ресторанчике, после того как независимо друг от друга занялись убийствами в городе медиумов. «Случайность», конечно, очень киношная, но кино есть кино. Поведение Дина сначала удивило. Не ожидала, что он все-таки подойдет к Сэму и, несмотря на откровенное нежелание младшего общаться, убедит его вести дело вместе. Хотя чему тут удивляться! Классическая самонадеянность Дина. Набиваясь в напарники Сэму, он просто рассчитывал, что после совместной охоты тот «пустяковый конфликт» с убийством Эми сам собой забудется – сотрется в памяти Сэма, и все пойдет по-прежнему. И, самое главное, никаких объяснений не потребуется. Увы, рассчитывать на такое мог только такой горе-психолог, как Дин Винчестер. Хотя порадовало хотя бы его стремление снова общаться с братом. Но попытка избежать объяснений, конечно же, не удалась.
До момента главного объяснения мне было все понятно, но вот тот разговор после посещения музея… Я так и не поняла, с чего вдруг Дина понесло объясняться? Два момента могли сыграть роль спускового крючка:
1. Сэм перед уходом бросил фразу «Отлично. Было очень познавательно. Спасибо, Дин», которую Дин мог воспринять, как издевку. Но в это верится с трудом – очень уж по-детски.
2. Сообщение от «Элеанор… или Элен?», которое Дин узнал от экскурсовода – разумеется, медиума! Не уверена, что я правильно поняла английский текст, поэтому привожу фрагмент в оригинале:
I’m sorry, I don't normally do this during business hours, but do you know an Eleanor... or an Ellen? She seems quite concerned about you. She wants to tell you -- pardon me -- if you don't tell someone how bad it really is, she'll kick your ass from beyond. You have to trust someone again eventually.
Я перевела это так:
«Простите, обычно я не занимаюсь этим на работе, но вы знакомы с некой Элеанор… или Эллен? Похоже она очень беспокоится за вас. Она хочет сказать вам… простите… если вы не скажете кому-то, насколько всё это плохо, она и с того света надерет вам задницу. В конце концов, вы должны снова начать доверять кому-то».
Вопрос в том, что именно хотела сказать Элен Харвелл? Конечно же, это была она! Я поняла, что она беспокоится за обоих братьев и весьма настойчиво советует (если не сказать «приказывает») Дину поговорить с Сэмом – сказать, насколько все у них плохо. Я считаю, что Элен именно Дина понукает сделать первый шаг – именно им она недовольна. Ведь фраза «В конце концов, ты должен снова начать доверять кому-то» может быть адресована только Дину – именно он уже давно не доверяет Сэму. А Сэму, при необходимости, она тоже могла бы сообщеньице оставить.
Но если я поняла правильно, почему Дин, выйдя из музея, сделал все с точностью до наоборот? Просто из принципа, типа «Дух Элен мне не указ»?
ДИН: Хватит уже «просто фактов».
СЭМ: Мы же договорились…
ДИН: Мы договорились работать вместе. Мы не договаривались о том, что ты постоянно будешь вести себя как последняя сволочь.
СЭМ: Что?
ДИН: Ты зол, верно? И имеешь полное право злиться.
СЭМ: Совершенно верно.
ДИН: Но с меня довольно – хватит уже.
СЭМ: С чего это вдруг? Послушай, я буду распутывать это чертово дело, но это ты лгал мне и это ты убил моего друга! (поворачивается и уходит, Дин идет следом)
ДИН: Нет, я прикончил монстра, который убил четырех человек, и если бы ты ее не знал прежде, ты сделал бы то же самое.
СЭМ: Вот именно - я знал ее, Дин.
ДИН: Да, и поэтому ты не смог этого сделать. (Сэм останавливается) Послушай, я понимаю. В этом мире есть кое-кто, кого ты просто не в состоянии убить, как бы опасны они ни были.
СЭМ (оборачивается так, чтобы оказаться лицом к лицу с Дином): Не передергивай! Это чушь. Знаешь, если я что-то и усвоил… если что-то кажется неправильным, скорее всего, так оно и есть!
ДИН: Да, обычно. Но в убийстве Эмми не было ничего неправильного. Ты не смог этого сделать, поэтому это сделал я. Сделал то, что делает семья – грязную работу. И я все рассказал бы тебе, как только понял бы, что твое «тыканье пушкой в сатану» больше не повторится. По-моему, разумно было убедиться, что ты вышел из гребаной сумеречной зоны, Сэм. Ты едва не убил нас обоих, поэтому можешь злиться, сколько влезет, но прекрати свой выпендрёж.
(Дин проходит мимо Сэма к Доджу. Сэм, не сходя с места, смотрит ему вслед.
Вот и поговорили… Что тут можно сказать?
1. Дин не верит в духов, не боится их угроз и не уважает Элен (при условии, что я правильно поняла сообщение Элен).
2. Чтобы не удивляться поведению Сэма, Дину надо бы вспомнить собственное поведение в эпизоде 5.05. Но нет, Дин искренне считал, что Сэм просто обязан оценить пальмовую ветвь мира, которую Дин протянул ему, предложив заняться работой вместе. Считал, что если они работают вместе, значит всё, проехали! Дескать, нефиг ковыряться в прошлом – надо с уверенностью смотреть в светлое будущее! Конечно же, он не ожидал, что рядом окажется не послушный, вечно виноватый, «душевный» Сэм, а обиженный человек, перед которым даже толком – искренне! – не извинились.
3. Дину не следовало бы валить все в одну кучу. Раз он сам признает, что Сэм «злится и имеет на это право», не стоит тыкать ему в лицо: «я сделал за тебя грязную работу», «ты нас обоих едва не прикончил…», бла-бла-бла... Это уже вообще к делу не относится.
4. И уж совсем ни к чему добавлять новую ложь к существующей.
Ведь все эти оправдания «я бы все тебе рассказал, когда ты снова стал бы нормальным» гроша ломаного не стоят. Неужели охотник Дин вправду считает, что у Сэма обычная «человеческая» душевная болезнь? Он что, не понимает, что эти приступы могут начинаться и заканчиваться совершенно спонтанно? Они не провоцируются какими-то внешними, по-человечески понятными, стимулами, типа обиды, злости и пр. В перерывах между приступами Сэм абсолютно нормальный, но такое состояние определенно не лечится, так что если так боишься, лучше сразу пристрелил бы Сэма, или в дурдом сдал, или, по крайней мере, держался от него подальше. Не может Дин всего этого не понимать. А раз понимает, значит, снова врет, когда оправдывает свое молчание про Эми опасением, что Сэм с дробовиком на него накинется.
Интересно, а помнит ли Дин вообще, что такое Стена, каким образом Сэм ее лишился и, самое главное – почему эту Стену вообще пришлось устанавливать? Может, если бы он все это вспомнил, то не относился бы к Сэму, как к чокнутому придурку или, по крайней мере, разговаривал бы с ним в другом тоне. Как там, в 6.09, Дин поучал бездушного Сэма в отношении не вполне адекватной поклонницы фей? «Сочувствие, Сэм, сочувствие». О да, та жизнелюбивая тетка вполне заслуживает сочувствия – она же не брат Дина Винчестера!
Да и вообще… если Дин сейчас настолько уверен в своей правоте, что же он побоялся заслушать всех свидетелей? Что ж вину вискарем глушил?
5. И последнее, чего я не понимаю, почему Сэм в ту же минуту не развернулся и не уехал подальше от этого города и этого человека.
Да, оказалось, что мое чутье определенно не рассчитано на финал 7.07. Я-то думала, что тот диалог из промки произошел в финале. Тогда можно было бы придумать какие-то основания для воссоединения – воссоединения именно братьев, а не напарников. Можно было бы допустить, что Винчестеры долгое время жили порознь, можно было бы допустить вмешательство Бобби, какую-то экстраординарную ситуацию, угрозу жизни… да и чем черт не шутит! – братское поведение Дина не на словах, а на деле…
Но оказалось, что все гораздо проще. Экранное время дорого – чего доброго авторы не успеют показать очередные располосованные трупы и облитые расплавленным сыром головы. Выход нашелся очень простой. В свободное от охоты время Сэм подумал немного – половину серии, поскольку в разговоре возле музея Сэм еще обвинял Дина в том, что тот убил его друга – и просто признал правоту Дина. Во всем. Как всегда. Хорошо хоть не извинился. Уже большой прогресс.
СЭМ: Привет.
ДИН: Смотрю, вещички свои приволок.
СЭМ: Да. Да. Полагаю, мы поедем вместе.
ДИН: По-моему, мысль дельная. Ты все еще хочешь набить мне морду?
СЭМ (с улыбкой): Нет. Э-э… в данный момент нет. Знаешь что? Ты был прав. Насчет Эми. Если она была… обычным монстром, вряд ли я смог бы ее отпустить. Я не знаю. И теперь уже никогда не узнаю.
ДИН: Ты о чем?
СЭМ: Всё о том же… Я понимаю, почему ты это сделал. Ты просто хотел иметь гарантию, что больше никто не пострадает. Но есть одно «но». Ты не можешь, глядя мне в лицо, говорить, что с тобой все в порядке. Ведь ты же не спишь… ты, между прочим, пьешь…
ДИН: Ну, началось…
СЭМ: Послушай, дело твое. Я читаю тебе мораль, знаю. Но… Только ответь честно. Разве это похоже на поступки человека, уверенного в своей правоте?
ДИН: Честно?
СЭМ: Да.
ДИН: Я доверился чутью. И чутье подсказало мне, что это верное решение. Я не верил ей, Сэм. Конечно, после Касса, мы вообще трудно доверять кому-либо. А насчет того, как я себя вел… Не знаю. Возможно, потому что мне не нравится тебе лгать. Знаешь, это совсем неправильно. Так что ты все верно понял. Я готов был лезть на стены.
СЭМ: Я знаю, каково это. Но знаешь… если я что-то и усвоил после экскурсии в музей… Непросто быть братьями.
Сэм признал, что Дин был прав, убив Эми. Признал, что у Дина были основания врать Сэму. Действительно – Сэм же у нас неадекватный, буйный! Получается, Сэм сам себя таким считает.
Но больше всего мне понравился ответ «Я доверился чутью. И чутье подсказало мне, что это верное решение». А вот Сэму чутье подсказывало обратное. К тому же у Сэма кроме чутья еще и факты были – личный опыт из детства, в частности. Но чутье Дина, конечно же, гораздо более чуткое, чем чутье Сэма. И радует, что, стараниями авторов сериала, Сэм это очень хорошо осознаёт. Братьями быть сложно, поэтому надо терпеть. Будь Сэм хоть сто раз прав, деваться ему некуда – побрыкается немного и присмиреет.
Show must go on.
Занавес.
Помнится, накануне премьеры эпизода 7.07 я попыталась сделать что-то вроде прогноза. И насколько же я угадала?
читать дальше1. «Серия начнется с того, что Сэм и Дин снова объединятся»
Угадала.
2. «Вместе с тем, какие-то попытки объясниться будут. Кадры из промо-ролика, где Винчестеры сидят в какой-то закусочной, определенно, взяты из начала эпизода - сразу после титров. Дин сбивчиво и даже слегка виновато пытается объяснить, что он все правильно сделал - просто пытался остановить Эми, остановить убийства»
Не угадала. Просто потому, что не понимаю со слуха английский, увы. Фраза Дина «остановить убийства» относится вовсе не к попыткам оправдаться за убийство Эми. Дин всего лишь предлагает Сэму «остановить убийства» в городе медиумов, раз уж они вместе занялись этим делом. Так что это не объяснения, а деловой разговор.
3. К концу эпизода плотину прорывает и происходит тот самый разговор, который пару дней назад взорвал фандом. Так что делаю вывод: тот самый разговор произошел в финале, и никакие Люциферы тут ни при чем.
Угадала в том, что этот разговор – не глюк, но не угадала, решив, что это финал эпизода. Я все еще слишком хорошо думаю о 7-м сезоне…
Хотя да - вспомнила! Я почти угадала с ответом на вопрос "И что же будет, когда Сэм все узнает?". Вот здесь, в комментариях я сказала:
Да ничего не будет! Сэм в очередной раз прощения попросит - вот что будет... Извинится, как миленький. За то, что не отвечал на звонки. За то, что сам не убил. За то, что вообще влип в эту историю. За то, что из-за него вечные проблемы... С поводами для извинений у Сэма никогда проблем не было.
Что ж, так оно и вышло. Конечно, Сэм не на словах попросил прощения. Но всем своим поведением.
Итак, как же развивались события?
* * * * *
Финал Эпизода 7.06:
СЭМ: Ты правда хочешь знать, в чем дело?
ДИН: Да. Да, ты же знаешь мой девиз – всегда готов помочь.
СЭМ: «Всегда готов помочь», говоришь… Как ты помог Эми?
ДИН: Послушай, Сэм…
СЭМ: Не надо… не лги мне снова. Нет, просто вообще ничего не говори. Да, я не могу.
(открывает заднюю дверь машины и что-то достает с заднего сидения) Знаешь что, Дин? (поворачивается и идет прочь) Я не могу.
ДИН (делает несколько шагов к Сэму): Не можешь чего?
СЭМ: Не могу говорить с тобой сейчас! Дин… (оборачивается с двумя сумками в руках и смотрит на Дина) Я сейчас не могу даже быть рядом с тобой!
ДИН: Что ж, ладно…
СЭМ: Думаю, теперь ты вполне обойдешься без меня. (После долгой паузы Дин кивает). Валяй.
ДИН: Ладно. Прости, Сэм.
(Дин снова поворачивается к машине. Сэм уходит).
Ну, здесь все понятно и логично. Сэма переполняют эмоции – Дин, как раз наоборот, спокоен. Он все это уже пережил в своем воображении. Интересно, сколько раз Дин прокручивал в голове этот момент? Ведь он абсолютно точно знал, что этого разговора не избежать. Намного разумнее было бы самому обо всем рассказать – и чем раньше, тем лучше – но для этого нужна смелость. Дина никто не назовет трусом, когда надо шагнуть под пулю или всадить серебряный нож в монстра… Но для решения человеческих конфликтов требуется смелость иного рода – а именно этой смелости у Дина отродясь не было. Впрочем, как и у его папаши.
Поневоле приходит в голову аналогия с началом 5-го сезона, когда Винчестеры уже расставались по принципиальным соображениям. В обоих случаях основной причиной межличностного конфликта была ложь. В первом случае лгал Сэм, во втором – Дин, но всё же и в 5.02 и в 7.06 инициатором ухода становится Сэм. И это вовсе не ребяческое «бегство от реальности», в которой так любят упрекать Сэма. В обоих случаях это было разумным решением взрослого человека.
В первом случае груз вины Сэма был гораздо тяжелее, чем тот, что несет сейчас Дин. Сэм казнил себя за ложь брату, за свою ошибку, за то, что Люцифера выпустил, поэтому и причину ухода списывает именно на «профнепригодность»:
СЭМ: Я не могу сейчас охотиться – я не в форме. Мне нужно отойти в сторону, потому что я опасен. Возможно, будет лучше, если мы просто… разделимся на какое-то время.
ДИН: Да, думаю, ты прав.
Но лично я считаю, что дело не в этом. Это Сэм сейчас опасен? Униженный, раздавленный грузом вины? Думаю, и Сэм прекрасно понимал, что дело не в этом. Он просто не мог смотреть в глаза Дину, не мог физически рядом с ним находиться, потому что стыдился своего поступка. Тем более что Дин с самого начала 5-го сезона напоминал Сэму о его вине по полной программе. Так что уход Сэма вполне естественен и понятен. А Дин его не останавливает, нет – такое впечатление, что у него гора с плеч свалилась. Потому что ему самому с Сэмом общаться совсем не хочется, только вот не хватало все той же смелости самому предложить разбежаться. И, насколько я помню, жить врозь Дину очень понравилось. Сэма с его единственной попыткой восстановить мосты он просто послал подальше. А объединительным мотивом для Винчестеров тогда послужил банальный страх – Дину очень не понравилось вероятное недалекое будущее.
А что нам показали в 7-м сезоне?
Хоть роли и поменялись, причина конфликта осталась прежней: ложь, которая все равно остается ложью, вне зависимости от причины. Но и в этом случае уходит Сэм. Только теперь не потому, что он чувствует свою вину и стыдится за свой поступок. Нет, просто он обижен настолько, что не в состоянии даже видеть Дина. Он прекрасно понимает, что если останется, то постоянно будет выплескивать эту обиду, как делал это в 5-м сезоне Дин, так что Сэм уже просто не выдержал и ушел сам. Сейчас Сэм тоже мог бы прочитать лекцию на тему «Как я могу доверять тебе в охоте, если ты за моей спиной… если ты мне врешь… бла-бла-бла…». Но он не стал до такого опускаться. Просто ушел, и Дин снова его не остановил. Похоже, он снова чувствует большое облегчение – нарыв наконец-то прорвался. Конечно, вроде бы бессмысленно затевать объяснения, когда Сэма злость и обида захлестывают, но… я уверена, всегда можно найти слова, можно хотя бы попытаться. И ведь еще главное, как сказать. Можно равнодушно бросить «Что ж, ладно… прости, Сэм», а можно… можно совсем по-другому. Хотя, конечно же, Дин Винчестер со своей фирменной «гордостью» никогда не опустится до сопливого момента, даже если он неправ. Зато запросто опускается до пьянства на почве комплекса вины. Честно говоря, я вообще не понимаю, как он жив еще – при таком характере чувство вины должно было его уже заживо сожрать.
* * * * *
Эпизод 7.07:
Насколько я поняла, разлука продолжалась полторы недели, и на этот раз Винчестеров свел не страх (как в 5.04), а простая случайность. Нет, Дин, конечно, не забыл о Сэме, хотя проявлялось это тоже в классической диновской манере: вместо того, чтобы позвонить самому, проверял сообщения на мобильнике. Ждал первого шага.
Итак, Винчестеры случайно встречаются в ресторанчике, после того как независимо друг от друга занялись убийствами в городе медиумов. «Случайность», конечно, очень киношная, но кино есть кино. Поведение Дина сначала удивило. Не ожидала, что он все-таки подойдет к Сэму и, несмотря на откровенное нежелание младшего общаться, убедит его вести дело вместе. Хотя чему тут удивляться! Классическая самонадеянность Дина. Набиваясь в напарники Сэму, он просто рассчитывал, что после совместной охоты тот «пустяковый конфликт» с убийством Эми сам собой забудется – сотрется в памяти Сэма, и все пойдет по-прежнему. И, самое главное, никаких объяснений не потребуется. Увы, рассчитывать на такое мог только такой горе-психолог, как Дин Винчестер. Хотя порадовало хотя бы его стремление снова общаться с братом. Но попытка избежать объяснений, конечно же, не удалась.
До момента главного объяснения мне было все понятно, но вот тот разговор после посещения музея… Я так и не поняла, с чего вдруг Дина понесло объясняться? Два момента могли сыграть роль спускового крючка:
1. Сэм перед уходом бросил фразу «Отлично. Было очень познавательно. Спасибо, Дин», которую Дин мог воспринять, как издевку. Но в это верится с трудом – очень уж по-детски.
2. Сообщение от «Элеанор… или Элен?», которое Дин узнал от экскурсовода – разумеется, медиума! Не уверена, что я правильно поняла английский текст, поэтому привожу фрагмент в оригинале:
I’m sorry, I don't normally do this during business hours, but do you know an Eleanor... or an Ellen? She seems quite concerned about you. She wants to tell you -- pardon me -- if you don't tell someone how bad it really is, she'll kick your ass from beyond. You have to trust someone again eventually.
Я перевела это так:
«Простите, обычно я не занимаюсь этим на работе, но вы знакомы с некой Элеанор… или Эллен? Похоже она очень беспокоится за вас. Она хочет сказать вам… простите… если вы не скажете кому-то, насколько всё это плохо, она и с того света надерет вам задницу. В конце концов, вы должны снова начать доверять кому-то».
Вопрос в том, что именно хотела сказать Элен Харвелл? Конечно же, это была она! Я поняла, что она беспокоится за обоих братьев и весьма настойчиво советует (если не сказать «приказывает») Дину поговорить с Сэмом – сказать, насколько все у них плохо. Я считаю, что Элен именно Дина понукает сделать первый шаг – именно им она недовольна. Ведь фраза «В конце концов, ты должен снова начать доверять кому-то» может быть адресована только Дину – именно он уже давно не доверяет Сэму. А Сэму, при необходимости, она тоже могла бы сообщеньице оставить.
Но если я поняла правильно, почему Дин, выйдя из музея, сделал все с точностью до наоборот? Просто из принципа, типа «Дух Элен мне не указ»?
ДИН: Хватит уже «просто фактов».
СЭМ: Мы же договорились…
ДИН: Мы договорились работать вместе. Мы не договаривались о том, что ты постоянно будешь вести себя как последняя сволочь.
СЭМ: Что?
ДИН: Ты зол, верно? И имеешь полное право злиться.
СЭМ: Совершенно верно.
ДИН: Но с меня довольно – хватит уже.
СЭМ: С чего это вдруг? Послушай, я буду распутывать это чертово дело, но это ты лгал мне и это ты убил моего друга! (поворачивается и уходит, Дин идет следом)
ДИН: Нет, я прикончил монстра, который убил четырех человек, и если бы ты ее не знал прежде, ты сделал бы то же самое.
СЭМ: Вот именно - я знал ее, Дин.
ДИН: Да, и поэтому ты не смог этого сделать. (Сэм останавливается) Послушай, я понимаю. В этом мире есть кое-кто, кого ты просто не в состоянии убить, как бы опасны они ни были.
СЭМ (оборачивается так, чтобы оказаться лицом к лицу с Дином): Не передергивай! Это чушь. Знаешь, если я что-то и усвоил… если что-то кажется неправильным, скорее всего, так оно и есть!
ДИН: Да, обычно. Но в убийстве Эмми не было ничего неправильного. Ты не смог этого сделать, поэтому это сделал я. Сделал то, что делает семья – грязную работу. И я все рассказал бы тебе, как только понял бы, что твое «тыканье пушкой в сатану» больше не повторится. По-моему, разумно было убедиться, что ты вышел из гребаной сумеречной зоны, Сэм. Ты едва не убил нас обоих, поэтому можешь злиться, сколько влезет, но прекрати свой выпендрёж.
(Дин проходит мимо Сэма к Доджу. Сэм, не сходя с места, смотрит ему вслед.
Вот и поговорили… Что тут можно сказать?
1. Дин не верит в духов, не боится их угроз и не уважает Элен (при условии, что я правильно поняла сообщение Элен).
2. Чтобы не удивляться поведению Сэма, Дину надо бы вспомнить собственное поведение в эпизоде 5.05. Но нет, Дин искренне считал, что Сэм просто обязан оценить пальмовую ветвь мира, которую Дин протянул ему, предложив заняться работой вместе. Считал, что если они работают вместе, значит всё, проехали! Дескать, нефиг ковыряться в прошлом – надо с уверенностью смотреть в светлое будущее! Конечно же, он не ожидал, что рядом окажется не послушный, вечно виноватый, «душевный» Сэм, а обиженный человек, перед которым даже толком – искренне! – не извинились.
3. Дину не следовало бы валить все в одну кучу. Раз он сам признает, что Сэм «злится и имеет на это право», не стоит тыкать ему в лицо: «я сделал за тебя грязную работу», «ты нас обоих едва не прикончил…», бла-бла-бла... Это уже вообще к делу не относится.
4. И уж совсем ни к чему добавлять новую ложь к существующей.
Ведь все эти оправдания «я бы все тебе рассказал, когда ты снова стал бы нормальным» гроша ломаного не стоят. Неужели охотник Дин вправду считает, что у Сэма обычная «человеческая» душевная болезнь? Он что, не понимает, что эти приступы могут начинаться и заканчиваться совершенно спонтанно? Они не провоцируются какими-то внешними, по-человечески понятными, стимулами, типа обиды, злости и пр. В перерывах между приступами Сэм абсолютно нормальный, но такое состояние определенно не лечится, так что если так боишься, лучше сразу пристрелил бы Сэма, или в дурдом сдал, или, по крайней мере, держался от него подальше. Не может Дин всего этого не понимать. А раз понимает, значит, снова врет, когда оправдывает свое молчание про Эми опасением, что Сэм с дробовиком на него накинется.
Интересно, а помнит ли Дин вообще, что такое Стена, каким образом Сэм ее лишился и, самое главное – почему эту Стену вообще пришлось устанавливать? Может, если бы он все это вспомнил, то не относился бы к Сэму, как к чокнутому придурку или, по крайней мере, разговаривал бы с ним в другом тоне. Как там, в 6.09, Дин поучал бездушного Сэма в отношении не вполне адекватной поклонницы фей? «Сочувствие, Сэм, сочувствие». О да, та жизнелюбивая тетка вполне заслуживает сочувствия – она же не брат Дина Винчестера!
Да и вообще… если Дин сейчас настолько уверен в своей правоте, что же он побоялся заслушать всех свидетелей? Что ж вину вискарем глушил?
5. И последнее, чего я не понимаю, почему Сэм в ту же минуту не развернулся и не уехал подальше от этого города и этого человека.
* * * * *
Да, оказалось, что мое чутье определенно не рассчитано на финал 7.07. Я-то думала, что тот диалог из промки произошел в финале. Тогда можно было бы придумать какие-то основания для воссоединения – воссоединения именно братьев, а не напарников. Можно было бы допустить, что Винчестеры долгое время жили порознь, можно было бы допустить вмешательство Бобби, какую-то экстраординарную ситуацию, угрозу жизни… да и чем черт не шутит! – братское поведение Дина не на словах, а на деле…
Но оказалось, что все гораздо проще. Экранное время дорого – чего доброго авторы не успеют показать очередные располосованные трупы и облитые расплавленным сыром головы. Выход нашелся очень простой. В свободное от охоты время Сэм подумал немного – половину серии, поскольку в разговоре возле музея Сэм еще обвинял Дина в том, что тот убил его друга – и просто признал правоту Дина. Во всем. Как всегда. Хорошо хоть не извинился. Уже большой прогресс.
СЭМ: Привет.
ДИН: Смотрю, вещички свои приволок.
СЭМ: Да. Да. Полагаю, мы поедем вместе.
ДИН: По-моему, мысль дельная. Ты все еще хочешь набить мне морду?
СЭМ (с улыбкой): Нет. Э-э… в данный момент нет. Знаешь что? Ты был прав. Насчет Эми. Если она была… обычным монстром, вряд ли я смог бы ее отпустить. Я не знаю. И теперь уже никогда не узнаю.
ДИН: Ты о чем?
СЭМ: Всё о том же… Я понимаю, почему ты это сделал. Ты просто хотел иметь гарантию, что больше никто не пострадает. Но есть одно «но». Ты не можешь, глядя мне в лицо, говорить, что с тобой все в порядке. Ведь ты же не спишь… ты, между прочим, пьешь…
ДИН: Ну, началось…
СЭМ: Послушай, дело твое. Я читаю тебе мораль, знаю. Но… Только ответь честно. Разве это похоже на поступки человека, уверенного в своей правоте?
ДИН: Честно?
СЭМ: Да.
ДИН: Я доверился чутью. И чутье подсказало мне, что это верное решение. Я не верил ей, Сэм. Конечно, после Касса, мы вообще трудно доверять кому-либо. А насчет того, как я себя вел… Не знаю. Возможно, потому что мне не нравится тебе лгать. Знаешь, это совсем неправильно. Так что ты все верно понял. Я готов был лезть на стены.
СЭМ: Я знаю, каково это. Но знаешь… если я что-то и усвоил после экскурсии в музей… Непросто быть братьями.
Сэм признал, что Дин был прав, убив Эми. Признал, что у Дина были основания врать Сэму. Действительно – Сэм же у нас неадекватный, буйный! Получается, Сэм сам себя таким считает.
Но больше всего мне понравился ответ «Я доверился чутью. И чутье подсказало мне, что это верное решение». А вот Сэму чутье подсказывало обратное. К тому же у Сэма кроме чутья еще и факты были – личный опыт из детства, в частности. Но чутье Дина, конечно же, гораздо более чуткое, чем чутье Сэма. И радует, что, стараниями авторов сериала, Сэм это очень хорошо осознаёт. Братьями быть сложно, поэтому надо терпеть. Будь Сэм хоть сто раз прав, деваться ему некуда – побрыкается немного и присмиреет.
Show must go on.
Занавес.
@темы: Сверхъестественное, СПН-Канон, Седьмой Сезон
Mira Melledain, привет! Давненько я ни с кем не знакомилась...
Знаю, что динофилов здесь, возможно, не очень жалуют, но я уже не знаю, кто я относительно Винчестеров.
Я не знаю, кто тут кого жалует... Поэтому говорю за себя.
читать дальше
Еще Сарочка в тему
Да, у меня вообще какие-то ужасные аналогии возникают... В первых пяти сезонах Сэмом и Дином по сюжету высшие силы вертели, как хотели, а теперь ребятами авторы вертят! Ведь за пять лет образы уже сложились, они не могут сами себе противоречить! А то самое хваленое "развитие", о котором столько говорится, на деле никакое не развитие, а уродование персонажей, потому что для какого-то изменения должны быть предпосылки - изменения на пустом месте не возникают, а вот с обоснуем в сериале сейчас совсем беда. В общем, не буду повторятся - эти мысли у меня здесь на каждом шагу...
А злюсь я так именно потому, что мне не плевать на сериал. И смотреть на такую конъюктурность обидно, и бросить пока не могу... Вот сделаю перерыв, и опять, наверное, вернусь...
И эти силы парням даже не прибить и не запереть, вот беда!
Зато фанфик можно придумать или эпизод снять. Чистой воды мета:
Сэм и Дин с какого-то момента начинают чувствовать, что их поступками руководит чья-то воля, навязанная им со стороны. Проведя расследование, они узнают, что события в том мире, куда они попали в эпизоде 6.15, каким-то образом влияют на их реальную жизнь. Парни находят нужное заклятье и вызывают в свой мир мадам Гэмбл, чтобы она на собственной шкуре ощутила настоящую Винчестерскую жизнь и не мешала бы им своими новациями. А вместе с Гэмбл увяжется и Вергилий, который, вроде как, застрял тогда в той реальности...
Моей романтической натуре очень близка мысль Толкина:
- Скажи, тебе еще не приходило в голову, чем твоя Книга должна завершиться?
- Приходило, - мрачно ответил Фродо. И ничего хорошего я об этом не думаю.
- Ну что ты, мой друг! - воскликнул Бильбо. - Книги обязаны хорошо заканчиваться.
Что поделать! Я убежденный сторонник хэппи-эндов! Ну, или хотя бы открытых финалов...
А если серьезно, то я за чистоту жанра: сказка - так сказка, но если уж заявка сделана на психологическую достоверность, потрудись увязывать концы с концами. Вот что устроили с Сэмом в 7.07? В разговоре у музея он был вне себя от ярости. Дин в своей последней тираде вообще с грязью его смешал. И вот в финале нам показывают полное благолепие, сущий флафф. Как такое может быть? Может, я что-то пропустила? Если уж все равно по задумке этот эпизод должен был завершиться примирением, зачем было так раскалять отношения в предыдущей сцене? Вообще-то на примирение такого конфликта и эпизода мало, но уж хоть какими-то черточками его обозначали бы, примирение это, чтобы видно было, что к этому идет. А так что вышло? Сейчас Сэм готов на Дина наброситься, через двадцать минут экранного времени - снова лучшие друзья. Ну, детский сад, ей-богу! У меня даже злость исчезла - я просто не могу всерьез относиться к чему-то вроде мультяшек.
Да! Вот да и еще раз да, что за перепад случился?
Внутрисюжетно я пытаюсь объяснять так: у них самый неподходящий момент для разбеганий - чисто практично, в плане выживания, при левиафанах-то и полицейском преследовании, которое может возобновиться. Плюс Сэм увидел по тираде Дина, как того плющит и решил не спорить дальше с задерганным братом. Ну, как с нервным, грубо говоря. И главное: раз Дин в столь жуткой депре (с третьим свидетелем и готовностью умереть Сэм теперь наверняка догадался), Сэм просто не мог оставить его, не пойти навстречу.
Эпиклав худо-бедно, но жив. Еще бы его убедительно прорабатывали в сценарии, а не экономили - правда что - время для крупного плана трупов.
А когда у Винчестеров был удачный момент для разбеганий? Их постоянно кто-то преследует, постоянно они с кем-то сражаются, иными словами выживают.
И ведь это не первый год. Можно же делать хоть какие-то выводы из собственных ошибок. Если уж сами понимают, что друг без друга никуда, зачем обострять отношения донельзя? (это, в первую очередь, к авторам вопрос). После истории с Руби, Сэм никогда не врал Дину - он сделал вывод из своей ошибки. Фортели бездушного субъекта не в счет, даже говорить об этом не хочу - вся эта линия для меня, что красная тряпка для быка. Дин, помнится, очень много говорил об обмане и предательстве, почему же он сам поступил так же? Тем более к этому моменту у него уже начались проблемы с "виноватостью", хотя я не одну запись посвятила надуманности всей этой проблемы. По сути, авторы представили Дина сопливой истеричкой. Ладно, пусть имеется комплекс вины - зачем же тогда загонять проблему еще глубже? Считаешь, что был прав, убив монстра, так и скажи. Ну нельзя же принимать всерьез всю эту чушь насчет "ждал, когда у тебя с головой все в порядке станет"! Тут же обратная связь работает: не имея выхода, чувство вины растет, как снежный ком. Неужели Дин действительно скорее готов застрелиться, чем попросить у брата прощения? Тогда ему и правда лечиться надо.
Плюс Сэм увидел по тираде Дина, как того плющит и решил не спорить дальше с задерганным братом.
Это в какой тираде Дина плющило? У музея? Не знаю, что в точности означает слово "плющить", я бы назвала это злобным высокомерием. Обидой человека, который недоволен поведением Сэма. Ведь основной мыслью что было? "Злись, сколько влезет, Сэм, но прекрати мне хамить". Иными словами, твои обиды меня не волнуют, но изволь относиться ко мне с уважением. И после этого Сэма настолько ужаснули страдания издерганного Дина, который вдобавок еще и в глубокой депре, что он начисто забыл о своих собственных обидах? К тому же, в этой серии Дин совсем не похож на страдальца. Просто пышет самоуверенностью.
И я всецело за эпиклав, только все-таки эта "лав" должна быть взаимной - именно у авторов. Если уж у Дина авторы нашли поводы для депры, в какой же депре тогда должен быть Сэм? Или у него что, по определению стальные нервы, нет гордости, чувства собственного достоинства? Или он по определению вечный урод, вечный псих, вечно неправ, поэтому просто не имеет права обижаться и злиться? не имеет права услышать нормальное человеческое раскаяние, признание неправоты? Да тут и с Эми далеко не так все прозрачно, как представлено в финале. "Я действовал по интуиции", "я знал, что ей нельзя доверять" - это просто бред. Я уж молчу про ситуацию с сыном Эми. Очень грамотный поступок охотника. Так ведь даже с ложью Дина ситуация так обернулась, что Сэм ему еще и посочувствовал! Дескать, я знаю, как это тяжело. Да, Сэм знает, но за свою вину - а виноват, по сути, он был только во лжи - он в 5-м сезоне уж столько раз извинялся, столько гадостей выслушал и так страшно расплатился, что может грешить теперь авансом. И все же опять он сочувствует Дину, даже не услышав извинений - одни упреки и оскорбления ("сделал за тебя грязную работу", "тебе с твоими глюками нельзя верить"... интересно, а чего же тогда Дин набивался к нему в напарники?..). Так что Сэм, получается, святой. А поскольку это все не первый раз, и Сэм, несмотря на глюки, далеко не дурак, зачем было начинать бодягу с уходом в 7.06? С гневной отповедью в сцене у музея? Посмотри на их лица - они готовы были наброситься друг на друга... И вдруг на Сэма снизошло озарение... Алиллуя! Бедный Дин, как же он страдает... Уффф!
Другого основного объяснения его не то что шагу, а прямо-таки прыжку навстречу в конце я не вижу. По-моему, вот эта агрессия и самоуверенность Дина маскировали... ну, все то, что мы видели в его снах, суде Осириса и вообще последние несколько серий. Грань, до суицида, крыша в стратосфере. Дин именно бесится, когда ему плохо - как еще давно бил Импалу. И Сэм это понял, он порой сквозь кирпичную стену глянуть способен. *любит Сэма* В сцене после музея он было начал жестко отвечать Дину, тот его заткнул, а дальше Сэм уже ничего не сказал. Его шокировало, что Дина несет слишком сильно даже для Дина. И он, наверное, решил наступить себе на горло, чтобы не бросать сейчас брата в таком состоянии. Ну Сэм он или где?
А вообще слабо показали, я не спорю. Я ж додумываю - должна быть хоть какая-то реконструкция здравого смысла, раз сценаристы с ним поссорились.
в какой же депре тогда должен быть Сэм?
Естественно. У человека Люц в зеркале, а он, видите ли, слишком стервозится... Сэм сейчас пожертвовал своими резонными претензиями и проглотил новую горечь ради брата.
Видишь, я тоже в глубокой депре от всего этого, поэтому хочу взять тайм-аут.
Вот только закончу обзор по 6.15.