Мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих (с)
В преддверии нового перевода я вспомнила дела давно минувших дней – один из ранних своих переводов, где речь тоже шла о культе вуду. Помнится, тогда я нарыла в Интернете кое-какую информацию в плане собственного ликбеза.
Воспроизвожу ту подборку здесь – дополненную и иллюстрированную при помощи все того же Интернета.
В принципе, ничего страшного, но особо впечатлительным лучше вечером не читать...
читать дальше
По сути, ву́ду (англ. Voodoo) – это причудливый симбиоз религии и колдовства, своего рода магическая религия, появившаяся на Гаити во времена французского колониального рабства.
Когда в 1503 году рабы впервые были привезены на Гаити из Африки, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать свои народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие»: приняв католических святых и другие религиозные атрибуты, они продолжали заниматься своим народным магическим искусством. Они проделали это настолько успешно, что в 1860 году Ватикан был вынужден признать, что вуду является разновидностью католицизма. Тем не менее, сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего.

Само слово «вуду» происходит от vodu, что означает "дух" или "божество" в переводе с языка Fon, одного из наречий африканской провинции Дагомеи. Последователи гаитянского вуду верят в существование Единого Бога-создателя, который не участвует в жизни людей, и духов – детей Бога-создателя, которым люди молятся и почитают как старших членов семьи. Сам же человек по верованиям вудуистов состоит из пяти компонентов:
1) Смертная плоть – физическая оболочка, разлагающаяся после смерти.
2) Дух плоти – энергия, позволяющая телу функционировать при жизни. После смерти уходит в землю.
3) Звезда судьбы – решает судьбу человека на небесах, отдельно от тела. В вуду не имеет большого значения.
4-5) Душа – наиболее важный элемент, состоящий из двух слагаемых:
– gros-bon-ange («большой хороший ангел») – часть жизненной силы Единого Бога. Переходит в человека при рождении, объединяя всех живущих, а после смерти возвращается в океан божественной энергии.
– ti-bon-ange («маленький хороший ангел») – вторая часть души, источник индивидуальности, накопленные человеком знания и опыт. После смерти 9 дней обитает рядом с телом, а затем уходит в царство Мертвых.
Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, вуду в свою очередь превратилась в предмет "экспорта" и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане (Луизиана), в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе. По всему миру в общей сложности насчитывается более 50 млн. последователей вуду.
К сожалению, множество книг, в том числе и документальная литература, а также некоторые кинофильмы, породили неверные представления об этой религии, делая упор на ее черные обряды. В Европе о вуду узнали в 1884 году из книги миссионера Джона Гайти, содержащей отвратительные и искаженные подробности ритуалов этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм.
Ниже приведены основные понятия.

Перекресток – центральное понятие в вуду. Это место, где встречаются два мира – мир людей и мир духов. Фактически все ритуалы вуду, даже лечение, начинаются с почитания перекрестка.
Хунфор (Hounfor, Hunfor, Ounfo) – храм, закрытое внутреннее святилище или алтарное помещение, где проводятся обряды вуду.
Лоа (Loa) – духи, осуществляющие посредничество между Богом-создателем и человечеством. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.
Дамбалла или Дамбалла Ведо (Damballah, Damballah Wedo) – самый главный из лоа, дух наследного знания, обязательный элемент во всех таинствах. Его воплощение – змей, заглатывающий собственный хвост, символ гармонии и бесконечности Вселенной. Его жена – Радуга. Его цвет – белый. Его день – Воскресенье.
Геде лоа (Ghede Loa) – особая категория лоа, духи смерти и могил.
Барон Самеди (или Сэмеди) (от французского Baron Samedi – Барон Суббота) – главный представитель геде лоа. Барон Самеди считается повелителем мертвых, хозяином кладбища. Изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре (одежда похоронных дел мастера), с тростью. Любитель рома и сигар. Основной его символ — гроб. Первая могила на новом кладбище всегда посвящается Барону Самеди.
Барон Самеди – фигура противоречивая, как и все геде лоа. То есть хозяин кладбища, вообще говоря, является противником смерти. Очень часто он "отказывается рыть могилу" человеку, и тот остается жить. Когда дети при смерти, то обычно обращаются к нему. Нет более ярого защитника умирающих детей, чем Барон Самеди.
В некоторых источниках Барон Самеди назван также покровителем перекрестка, где дух может пересечь грань, разделяющую мир живых и мир мертвых.

Папа – почтительное обращение к лоа.
Веве (Veve, vever) – ритуальный рисунок, индивидуальный знак лоа.
Мамбо (mambo) – посвященная жрица, которая может напрямую общаться с лоа.
читать дальшеСамой знаменитой мамбо в новейшей истории вуду считается Мария Лаво (Marie Catherine Laveau), которую одни называли великой колдуньей, а другие – ловкой шарлатанкой.
Считается, что Мария родилась в Новом Орлеане в 1794 году (по другим свидетельствам 10 сентября 1801 года), в семье белого плантатора и свободной креолки. Выйдя замуж, она через год осталась одна – муж отбыл в неизвестном направлении и впоследствии был признан мертвым. Мария стала работать в парикмахерской, где обслуживала самых богатых клиентов города. Это было весьма подходящее место, чтобы собрать все местные сплетни, слушая болтовню посетительниц, а также обзавестись нужными связями в обществе. Она завела себе любовника, с которым жила до его смерти в 1835 году и от которого, как сообщается в легендах, родила пятнадцать детей, в том числе и Марию Лаво-младшую в 1827 году.
Мария Лаво считается одной из основательниц луизианского вуду, которая благодаря своим контактам с элитой города обеспечила себе множество нужных знакомств и покровителей в лице богатых и влиятельных людей. Местное христианское духовенство ненавидело её и несколько раз пыталось предать суду, однако связи в верхах общества спасали её. Видя своей основной задачей изменить бытовавшие среди белого населения представления о вуду как о «культе Сатаны», Мария ввела в вуду культ некоторых христианских символов, таких как распятие и статуи святых, чтобы постараться убедить недоброжелателей, что вуду имеет отношение к христианству. Благодаря своему таланту убеждения она в той или иной степени расположила к религии вуду многих богатых креолов Нового Орлеана, которые часто присутствовали на совершаемых ей обрядах, в том числе поклонению верховному лоа Дамбале. Тем не менее, надёжных источников, которые освещали бы отдельные подробности её жизни, нет, зато существует масса легенд. В них говорится, в частности, что Лаво обладала магическими способностями к гаданию и исцелению болезней, имела целую сеть осведомителей, чтобы быть в курсе городских событий, и даже содержала публичный дом.
В 1869 году Мария вынуждена была сложить с себя официальный титул "королевы вуду", так как достигла преклонного возраста. Но она не перестала заниматься колдовством. Скончалась самая знаменитая колдунья Нового Орлеана в 1881 году в возрасте приблизительно 87 лет и похоронена на кладбище Сент-Луиса. Её дочь Мария Лаво-младшая (умерла примерно в 1895 году) также практиковала вуду и после смерти матери стала фактически её преемницей; в связи с этим порой трудно установить, о какой именно Марии Лаво идёт речь в конкретной легенде.
Говорят, на новоорлеанском кладбище Сент-Луис часто видят призрак Марии Лаво, прогуливающийся между гробницами. Узнать жрицу вуду можно по красно-белому тюрбану с семью узлами. Дух бормочет себе под нос особое проклятие, предназначенное для того, чтобы покарать нарушителей кладбищенского покоя. Иногда рядом с Марией Лаво видят большую змею – символ одного из главных вудуистских божеств. Кстати, у Марии при жизни была настоящая змея, носившая имя Зомби, и когда колдунья умерла, ее похоронили вместе с питомицей.
Существует поверье, что Мария Лаво и после смерти способна исполнять желания. Для этого нужно нарисовать на стене ее усыпальницы крестик или положить три монетки, встать возле могилы, трижды повернуться вокруг оси и три раза постучать в дверь склепа… Некоторые проводят здесь и вудуистские ритуалы. После них нередко остаются различные предметы – цветы, свечи, бусы, куклы… Но трогать их ни в коем случае нельзя – на них могут лежать проклятие или заговор на болезнь.
Бокор (Bokor) – специалист по магическим ритуалам, т.е. жрец вуду.
Хотя в принципе бокор знает толк и в черной, и в белой магии, черная ему как-то ближе и роднее. Он может наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинить его себе и с его помощью смертельно запугать свою жертву. В большинстве источников бокором называют злого колдуна вуду.
читать дальшеБольшинство жителей Гаити уверены в том, что колдуны-бокоры способны превратить человека в «ходячего мертвеца», похитив его душу. Согласно легендам эта кража совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и едет к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает душу» и «помещает ее» в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.
После погребения тела бокор с помощниками раскапывает в полночь могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и немного приоткрывает сосуд. После этого мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, связывают и для полного оживления бьют по голове все той же бутылью. Затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем. Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После этой процедуры она уже никогда не сможет узнать свой дом и не будет пытаться
туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.
Есть у бокоров и другие способы кражи человеческой души. К примеру, под подушку умирающего могут положить сосуд с магическими предметами и травами, которые вытягивают у него душу. Бокоры приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников специальный порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной жертвы. Он вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.

Колдуны-бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на кладбищах. Обычно они превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести. Но нередко случается, что из подходящей жертвы делают зомби, чтобы использовать ее как рабочую силу. А иногда люди становятся зомби, потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Кстати, если христиане верят в продажу дьяволу собственной души, то у приверженцев вуду в ходу иная версия: одни люди в обмен на власть и богатство продают души других людей.
Чтобы бокор не смог достать труп и превратить его в зомби, применяются разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят близких людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным движением. Поскольку для «изготовления» зомби годится только свежий труп, родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают еще раз, протыкая голову железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за ним колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а в рот набивают землю и зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор назовет его имя.
«С помощью черной магии можно создать видимость «жизни» мертвого тела, — считает знаток черной магии Монтегю Саммерс, — оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию самих бокоров, наложить заклятье надолго, без его периодического повторения, по силам лишь единицам, самым изощренным колдунам, погрузившимся вглубь адских пучин».
Кукла вуду (в Европе именуется «вольт») – кукла, используемая в колдовстве вуду, которая в результате специального обряда обретает связь с определённым человеком, т.е. становится посредником, проводником посторонней воли. Благодаря этому появляется возможность воздействовать на человека через эту куклу, обычно нанося вред – разрушая энергетическое поле человека или основные его функции.
читать дальшеДля приготовления куклы обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, выделения) а также вещь или фрагмент вещи, принадлежащие жертве. Изготовленная кукла обычно прячется в относительной близости от жертвы или закапывается недалеко от места, где жертва часто бывает.

Кукла используется для самых разных целей – для отмщения за причиненное зло, для прекращения сплетен, для разрушения любовной связи и т.п. Соответственно, ритуалы с использованием куклы, будут различны. Куклу могут резать, колоть иглами, поливать уксусом… Ее могут поместить в чашу с чёрным перцем или землёй и поджечь. Иногда устраивают символическое повешение куклы недалеко от дома жертвы. Если сделать на кукле небольшой надрез и набить землёй, взятой с кладбища, жертва не умрёт, но какая-нибудь неприятная болезнь будет гарантирована. Если положить в «рот» тряпичной куклы кусочек мяса, а затем зашить этот рот цыганской иглой, жертва потеряет способность говорить. Если сделать на кукле подобие полового органа, а потом разрушить его и зашить промежность, импотенция обидчику обеспечена…
Гри-гри (gris-gris) – талисман вуду для защиты от зла или средство, при помощи которого можно навести порчу. Обычно используется небольшой матерчатый мешочек, внутри которого содержится смесь самых разных ингредиентов: трав, масел, камней, костей, волос, ногтей и пр. Большое значение при этом придаётся как самим составляющим гри-гри, так и их количеству, что обусловлено нумерологическими соображениями. Неотъемлемой частью гри-гри являются вещи или же органические элементы человека, создающего талисман. Аналоги подобных талисманов встречаются в различных культурах мира.
читать дальшеКонкретный мешочек собирался с учетом желаемого воздействия. Так любимым гри-гри игроков был мешочек, наполненный зубами акулы и смоченный голубиной кровью. Голубиной кровью на кусочке замши писали сумму, которую игрок хотел выиграть, затем замшу заворачивали в красную фланель вместе с зубами акул и все это сшивали волосами кошки. Этот амулет нужно было носить в левом ботинке.
Легенды о знаменитой новоорлеанской Королеве Вуду Марии Лаво утверждают, что в ее гри-гри использовались битые кости, цветные камни, пыль с кладбища, называемая также "goofer"(вообще, goofer – это любой объект магии вуду, связанной с мертвыми), соль и красный перец.
Одним из наиболее ужасных заклятий Мари Лаво считался мешочек гри-гри, изготовленный из савана человека, который был мертв девять дней. В нем содержались сушеная одноглазая жаба, мизинец чернокожего человека, который совершил самоубийство, сушеные ящерицы, крылья летучей мыши, глаза кошки, печень совы, и сердце петуха. Считалось, что если такой гри-гри спрятать в вещах жертвы, человек обязательно умрет.
Зомби
В общем случае, зомби – это управляемый биологический робот, полученный в результате воздействия на человека специфического препарата, который блокирует определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (такие, как сердцебиение, дыхание, кровообращение), но странным образом оставляет нетронутым сознание. В итоге человек как бы умирает, а потом, по истечении некоторого времени, оживает, частично не помня своей прошлой жизни или не помня таковой вообще.
читать дальшеОдин из самых знаменитых случаев, описанный американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор вспоминают на Гаити. В 1909 году там умерла очаровательная молодая девушка по имени Мария. Через пять лет после ее смерти бывшие школьные друзья Марии вдруг увидели ее в окне одного из домов гаитянской столицы. Владелец дома наотрез отказался дать этому какие-либо объяснения. Отец умершей девушки сам взялся за расследование. Но было уже поздно: в том доме не оказалось ни Марии, ни его владельца. По городу поползли зловещие слухи. Чтобы пресечь их и успокоить жителей, власти провели эксгумацию трупа умершей. В гробу обнаружили скелет, слишком большой для девушки ее возраста. Он был обряжен в одежды, в которых похоронили Марию, и они явно не соответствовали длине скелета. Ответы на вопросы получить так и не удалось. Родственники и друзья людей, превращенных в зомби, чаще всего не знают о случившемся. А если им даже известно о проделке бокора, то они бывают слишком запуганы, чтобы пытаться что-то сделать. К тому же, если человека уже превратили в зомби, ему никто не сможет помочь.
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук. Молодая девушка по имени Камилла вышла замуж за некого Мэтью Тусселя. В первую годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это событие. Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В торжественно убранной и освещенной свечами комнате кроме молодых супругов находились еще четверо молчаливых гостей. Мэтью извинился за них, пообещав жене, что после застолья мужчины развеселятся и с ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно напряженным. Приглядевшись к сидевшим за столом, она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Молодая женщина схватила стоявший в стороне подсвечник и поставила его в центре стола. Только тогда при свете разгоревшихся свечей она обнаружила, что сидит за столом с трупами. В панике Камилла бросилась наверх и заперлась в своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но молодая женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от пережитого кошмара, а ее муж на следующий же день уехал с Гаити.

Страшилок о зомби, где выдумки перемешаны с реальностью, существует великое множество. Но, какими бы невероятными они ни казались, ясно, что они не беспочвенны. Попытки разобраться в этом стали предприниматься давным-давно. И вот в конце восьмидесятых годов 20-го века нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну зомби.
Им стал американский этнобиолог Уэйд Девис, который привлек к своему проекту «Зомби» талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже богословов и искусствоведов. Его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов он пригласил... самих колдунов-бокоров, с которыми велись многочасовые неторопливые беседы. Общение с ними дополнялось массовыми опросами рядовых гаитян.
Шаг за шагом команда Девиса изучила весь процесс зомбирования, вникнув в подоплеку каждой части тайного ритуала и всех применяемых методов и средств.
В итоге подтвердилась гипотеза о том, что при зомбировании нет никакого воскрешения мертвецов. Сначала с помощью «колдовского порошка» человека вводят в особое состояние – его можно назвать трансом или комой, когда все жизненные процессы настолько слабы, что даже самый опытный врач не отличит жертву зомбирования от обычного покойника. Затем, не позднее чем через двенадцать часов после похорон, кандидата в зомби извлекают из могилы и возвращают к жизни. В жарком климате умерших хоронят довольно быстро, так что бокор может быть уверен, что тело окажется в земле еще до того, как действие снадобья закончится. Это снадобье в сочетании с кислородным голоданием навсегда выводит из строя важнейшие центры головного мозга, превращая человека в зомби. Буквально по крупицам Девису удалось собрать сведения и о составе «порошка зомби», который можно подсыпать в какое-либо питье, нанести на иглу или острый прут и уколоть им жертву.
Одним из главных компонентов таинственного порошка является рыба иглобрюх, содержащая тетродотоксин – нервно-паралитический яд, превышающий уровень воздействия цианистого калия в 500 раз. Эксперименты подтвердили, что тетродотоксин действительно обладает поразительной способностью временно тормозить все органические процессы организма вплоть до полной нулевой активности мозга, а впоследствии восстанавливать их до прежнего уровня.
Рыбу сушат на солнце несколько дней и затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться. Для второго компонента порошка используют гаитянскую жабу буфо маринус. Ее предварительно держат ночь в банке вместе с морским червем, который кусает жабу. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество активных химических веществ – буфотеин, буфогении и буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок. В число других компонентов снадобья входят желчные пузыри мертвых тел мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец, в «порошок зомби» входят черный порох и тальк. Одновременно с порошком бокор готовит и противоядие. Но оно предназначено вовсе не для «оживления» жертв, как принято считать, а для защиты от отравления участников процесса зомбирования.
В отчете об итогах своих исследований по проекту «Зомби» Уэйд Девис предупредил об опасности тех, кто захочет последовать примеру бокоров и попробует самостоятельно заняться зомбированием, – практически наверняка они сами станут первыми жертвами. Изготовление «порошка зомби» технологически настолько сложно, что по силам только посвященным – гаитянским колдунам.
Воспроизвожу ту подборку здесь – дополненную и иллюстрированную при помощи все того же Интернета.
В принципе, ничего страшного, но особо впечатлительным лучше вечером не читать...
читать дальше

По сути, ву́ду (англ. Voodoo) – это причудливый симбиоз религии и колдовства, своего рода магическая религия, появившаяся на Гаити во времена французского колониального рабства.
Когда в 1503 году рабы впервые были привезены на Гаити из Африки, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать свои народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие»: приняв католических святых и другие религиозные атрибуты, они продолжали заниматься своим народным магическим искусством. Они проделали это настолько успешно, что в 1860 году Ватикан был вынужден признать, что вуду является разновидностью католицизма. Тем не менее, сами гаитяне утверждают, что их религия древнее и глубже христианства, что она впитала в себя лучшее из всех религий прошлого и настоящего.

Само слово «вуду» происходит от vodu, что означает "дух" или "божество" в переводе с языка Fon, одного из наречий африканской провинции Дагомеи. Последователи гаитянского вуду верят в существование Единого Бога-создателя, который не участвует в жизни людей, и духов – детей Бога-создателя, которым люди молятся и почитают как старших членов семьи. Сам же человек по верованиям вудуистов состоит из пяти компонентов:
1) Смертная плоть – физическая оболочка, разлагающаяся после смерти.
2) Дух плоти – энергия, позволяющая телу функционировать при жизни. После смерти уходит в землю.
3) Звезда судьбы – решает судьбу человека на небесах, отдельно от тела. В вуду не имеет большого значения.
4-5) Душа – наиболее важный элемент, состоящий из двух слагаемых:
– gros-bon-ange («большой хороший ангел») – часть жизненной силы Единого Бога. Переходит в человека при рождении, объединяя всех живущих, а после смерти возвращается в океан божественной энергии.
– ti-bon-ange («маленький хороший ангел») – вторая часть души, источник индивидуальности, накопленные человеком знания и опыт. После смерти 9 дней обитает рядом с телом, а затем уходит в царство Мертвых.
Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, вуду в свою очередь превратилась в предмет "экспорта" и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане (Луизиана), в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе. По всему миру в общей сложности насчитывается более 50 млн. последователей вуду.
К сожалению, множество книг, в том числе и документальная литература, а также некоторые кинофильмы, породили неверные представления об этой религии, делая упор на ее черные обряды. В Европе о вуду узнали в 1884 году из книги миссионера Джона Гайти, содержащей отвратительные и искаженные подробности ритуалов этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм.
Ниже приведены основные понятия.

Перекресток – центральное понятие в вуду. Это место, где встречаются два мира – мир людей и мир духов. Фактически все ритуалы вуду, даже лечение, начинаются с почитания перекрестка.
Хунфор (Hounfor, Hunfor, Ounfo) – храм, закрытое внутреннее святилище или алтарное помещение, где проводятся обряды вуду.
Лоа (Loa) – духи, осуществляющие посредничество между Богом-создателем и человечеством. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого есть свой знак, имя и предназначение.
Дамбалла или Дамбалла Ведо (Damballah, Damballah Wedo) – самый главный из лоа, дух наследного знания, обязательный элемент во всех таинствах. Его воплощение – змей, заглатывающий собственный хвост, символ гармонии и бесконечности Вселенной. Его жена – Радуга. Его цвет – белый. Его день – Воскресенье.
Геде лоа (Ghede Loa) – особая категория лоа, духи смерти и могил.
Барон Самеди (или Сэмеди) (от французского Baron Samedi – Барон Суббота) – главный представитель геде лоа. Барон Самеди считается повелителем мертвых, хозяином кладбища. Изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре (одежда похоронных дел мастера), с тростью. Любитель рома и сигар. Основной его символ — гроб. Первая могила на новом кладбище всегда посвящается Барону Самеди.
Барон Самеди – фигура противоречивая, как и все геде лоа. То есть хозяин кладбища, вообще говоря, является противником смерти. Очень часто он "отказывается рыть могилу" человеку, и тот остается жить. Когда дети при смерти, то обычно обращаются к нему. Нет более ярого защитника умирающих детей, чем Барон Самеди.
В некоторых источниках Барон Самеди назван также покровителем перекрестка, где дух может пересечь грань, разделяющую мир живых и мир мертвых.

Папа – почтительное обращение к лоа.
Веве (Veve, vever) – ритуальный рисунок, индивидуальный знак лоа.
Мамбо (mambo) – посвященная жрица, которая может напрямую общаться с лоа.
читать дальшеСамой знаменитой мамбо в новейшей истории вуду считается Мария Лаво (Marie Catherine Laveau), которую одни называли великой колдуньей, а другие – ловкой шарлатанкой.

Мария Лаво считается одной из основательниц луизианского вуду, которая благодаря своим контактам с элитой города обеспечила себе множество нужных знакомств и покровителей в лице богатых и влиятельных людей. Местное христианское духовенство ненавидело её и несколько раз пыталось предать суду, однако связи в верхах общества спасали её. Видя своей основной задачей изменить бытовавшие среди белого населения представления о вуду как о «культе Сатаны», Мария ввела в вуду культ некоторых христианских символов, таких как распятие и статуи святых, чтобы постараться убедить недоброжелателей, что вуду имеет отношение к христианству. Благодаря своему таланту убеждения она в той или иной степени расположила к религии вуду многих богатых креолов Нового Орлеана, которые часто присутствовали на совершаемых ей обрядах, в том числе поклонению верховному лоа Дамбале. Тем не менее, надёжных источников, которые освещали бы отдельные подробности её жизни, нет, зато существует масса легенд. В них говорится, в частности, что Лаво обладала магическими способностями к гаданию и исцелению болезней, имела целую сеть осведомителей, чтобы быть в курсе городских событий, и даже содержала публичный дом.
В 1869 году Мария вынуждена была сложить с себя официальный титул "королевы вуду", так как достигла преклонного возраста. Но она не перестала заниматься колдовством. Скончалась самая знаменитая колдунья Нового Орлеана в 1881 году в возрасте приблизительно 87 лет и похоронена на кладбище Сент-Луиса. Её дочь Мария Лаво-младшая (умерла примерно в 1895 году) также практиковала вуду и после смерти матери стала фактически её преемницей; в связи с этим порой трудно установить, о какой именно Марии Лаво идёт речь в конкретной легенде.
Говорят, на новоорлеанском кладбище Сент-Луис часто видят призрак Марии Лаво, прогуливающийся между гробницами. Узнать жрицу вуду можно по красно-белому тюрбану с семью узлами. Дух бормочет себе под нос особое проклятие, предназначенное для того, чтобы покарать нарушителей кладбищенского покоя. Иногда рядом с Марией Лаво видят большую змею – символ одного из главных вудуистских божеств. Кстати, у Марии при жизни была настоящая змея, носившая имя Зомби, и когда колдунья умерла, ее похоронили вместе с питомицей.
Существует поверье, что Мария Лаво и после смерти способна исполнять желания. Для этого нужно нарисовать на стене ее усыпальницы крестик или положить три монетки, встать возле могилы, трижды повернуться вокруг оси и три раза постучать в дверь склепа… Некоторые проводят здесь и вудуистские ритуалы. После них нередко остаются различные предметы – цветы, свечи, бусы, куклы… Но трогать их ни в коем случае нельзя – на них могут лежать проклятие или заговор на болезнь.
Бокор (Bokor) – специалист по магическим ритуалам, т.е. жрец вуду.
Хотя в принципе бокор знает толк и в черной, и в белой магии, черная ему как-то ближе и роднее. Он может наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинить его себе и с его помощью смертельно запугать свою жертву. В большинстве источников бокором называют злого колдуна вуду.
читать дальшеБольшинство жителей Гаити уверены в том, что колдуны-бокоры способны превратить человека в «ходячего мертвеца», похитив его душу. Согласно легендам эта кража совершается так. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и едет к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает душу» и «помещает ее» в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может.
После погребения тела бокор с помощниками раскапывает в полночь могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и немного приоткрывает сосуд. После этого мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, связывают и для полного оживления бьют по голове все той же бутылью. Затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем. Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После этой процедуры она уже никогда не сможет узнать свой дом и не будет пытаться
туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.
Есть у бокоров и другие способы кражи человеческой души. К примеру, под подушку умирающего могут положить сосуд с магическими предметами и травами, которые вытягивают у него душу. Бокоры приготовляют из кладбищенской земли и костей покойников специальный порошок, заговаривают его и рассыпают перед дверью намеченной жертвы. Он вызывает паралич, лишая обреченного способности сопротивляться.

Колдуны-бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу, а свои ритуальные церемонии проводят на кладбищах. Обычно они превращают в зомби не угодивших им людей из чувства мести. Но нередко случается, что из подходящей жертвы делают зомби, чтобы использовать ее как рабочую силу. А иногда люди становятся зомби, потому что колдуны заключают договор с дьявольскими силами, которые в качестве платы за оказываемые услуги берут человеческие души. Кстати, если христиане верят в продажу дьяволу собственной души, то у приверженцев вуду в ходу иная версия: одни люди в обмен на власть и богатство продают души других людей.
Чтобы бокор не смог достать труп и превратить его в зомби, применяются разные способы. Богатые семьи бетонируют могилы. Многие хоронят близких людей в собственном саду или на обочине дорог с оживленным движением. Поскольку для «изготовления» зомби годится только свежий труп, родственники могут установить у могилы дежурство до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда мертвеца убивают еще раз, протыкая голову железным прутом, вводя яд или затягивая на горле удавку. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы умерший сам мог защититься от пришедшего за ним колдуна. Часто тело в могиле кладут лицом вниз, а в рот набивают землю и зашивают губы, чтобы покойник не смог отозваться, когда бокор назовет его имя.
«С помощью черной магии можно создать видимость «жизни» мертвого тела, — считает знаток черной магии Монтегю Саммерс, — оно будет двигаться и говорить. Но, по признанию самих бокоров, наложить заклятье надолго, без его периодического повторения, по силам лишь единицам, самым изощренным колдунам, погрузившимся вглубь адских пучин».
Кукла вуду (в Европе именуется «вольт») – кукла, используемая в колдовстве вуду, которая в результате специального обряда обретает связь с определённым человеком, т.е. становится посредником, проводником посторонней воли. Благодаря этому появляется возможность воздействовать на человека через эту куклу, обычно нанося вред – разрушая энергетическое поле человека или основные его функции.
читать дальшеДля приготовления куклы обязательно используются фрагменты тела жертвы (ногти, волосы, выделения) а также вещь или фрагмент вещи, принадлежащие жертве. Изготовленная кукла обычно прячется в относительной близости от жертвы или закапывается недалеко от места, где жертва часто бывает.

Кукла используется для самых разных целей – для отмщения за причиненное зло, для прекращения сплетен, для разрушения любовной связи и т.п. Соответственно, ритуалы с использованием куклы, будут различны. Куклу могут резать, колоть иглами, поливать уксусом… Ее могут поместить в чашу с чёрным перцем или землёй и поджечь. Иногда устраивают символическое повешение куклы недалеко от дома жертвы. Если сделать на кукле небольшой надрез и набить землёй, взятой с кладбища, жертва не умрёт, но какая-нибудь неприятная болезнь будет гарантирована. Если положить в «рот» тряпичной куклы кусочек мяса, а затем зашить этот рот цыганской иглой, жертва потеряет способность говорить. Если сделать на кукле подобие полового органа, а потом разрушить его и зашить промежность, импотенция обидчику обеспечена…
Гри-гри (gris-gris) – талисман вуду для защиты от зла или средство, при помощи которого можно навести порчу. Обычно используется небольшой матерчатый мешочек, внутри которого содержится смесь самых разных ингредиентов: трав, масел, камней, костей, волос, ногтей и пр. Большое значение при этом придаётся как самим составляющим гри-гри, так и их количеству, что обусловлено нумерологическими соображениями. Неотъемлемой частью гри-гри являются вещи или же органические элементы человека, создающего талисман. Аналоги подобных талисманов встречаются в различных культурах мира.
читать дальшеКонкретный мешочек собирался с учетом желаемого воздействия. Так любимым гри-гри игроков был мешочек, наполненный зубами акулы и смоченный голубиной кровью. Голубиной кровью на кусочке замши писали сумму, которую игрок хотел выиграть, затем замшу заворачивали в красную фланель вместе с зубами акул и все это сшивали волосами кошки. Этот амулет нужно было носить в левом ботинке.
Легенды о знаменитой новоорлеанской Королеве Вуду Марии Лаво утверждают, что в ее гри-гри использовались битые кости, цветные камни, пыль с кладбища, называемая также "goofer"(вообще, goofer – это любой объект магии вуду, связанной с мертвыми), соль и красный перец.
Одним из наиболее ужасных заклятий Мари Лаво считался мешочек гри-гри, изготовленный из савана человека, который был мертв девять дней. В нем содержались сушеная одноглазая жаба, мизинец чернокожего человека, который совершил самоубийство, сушеные ящерицы, крылья летучей мыши, глаза кошки, печень совы, и сердце петуха. Считалось, что если такой гри-гри спрятать в вещах жертвы, человек обязательно умрет.
Зомби
В общем случае, зомби – это управляемый биологический робот, полученный в результате воздействия на человека специфического препарата, который блокирует определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (такие, как сердцебиение, дыхание, кровообращение), но странным образом оставляет нетронутым сознание. В итоге человек как бы умирает, а потом, по истечении некоторого времени, оживает, частично не помня своей прошлой жизни или не помня таковой вообще.
читать дальшеОдин из самых знаменитых случаев, описанный американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор вспоминают на Гаити. В 1909 году там умерла очаровательная молодая девушка по имени Мария. Через пять лет после ее смерти бывшие школьные друзья Марии вдруг увидели ее в окне одного из домов гаитянской столицы. Владелец дома наотрез отказался дать этому какие-либо объяснения. Отец умершей девушки сам взялся за расследование. Но было уже поздно: в том доме не оказалось ни Марии, ни его владельца. По городу поползли зловещие слухи. Чтобы пресечь их и успокоить жителей, власти провели эксгумацию трупа умершей. В гробу обнаружили скелет, слишком большой для девушки ее возраста. Он был обряжен в одежды, в которых похоронили Марию, и они явно не соответствовали длине скелета. Ответы на вопросы получить так и не удалось. Родственники и друзья людей, превращенных в зомби, чаще всего не знают о случившемся. А если им даже известно о проделке бокора, то они бывают слишком запуганы, чтобы пытаться что-то сделать. К тому же, если человека уже превратили в зомби, ему никто не сможет помочь.
Не менее страшный случай приводит в своей книге и Уильям Сибрук. Молодая девушка по имени Камилла вышла замуж за некого Мэтью Тусселя. В первую годовщину свадьбы он после полуночи позвал жену отпраздновать это событие. Причем муж настоял, чтобы она надела свадебное платье. В торжественно убранной и освещенной свечами комнате кроме молодых супругов находились еще четверо молчаливых гостей. Мэтью извинился за них, пообещав жене, что после застолья мужчины развеселятся и с ней потанцуют. Голос мужа показался Камилле неестественно напряженным. Приглядевшись к сидевшим за столом, она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Молодая женщина схватила стоявший в стороне подсвечник и поставила его в центре стола. Только тогда при свете разгоревшихся свечей она обнаружила, что сидит за столом с трупами. В панике Камилла бросилась наверх и заперлась в своей комнате. Наступило утро, пришла прислуга, но молодая женщина упорно отказывалась выходить. В дальнейшем она так и не оправилась от пережитого кошмара, а ее муж на следующий же день уехал с Гаити.

Страшилок о зомби, где выдумки перемешаны с реальностью, существует великое множество. Но, какими бы невероятными они ни казались, ясно, что они не беспочвенны. Попытки разобраться в этом стали предприниматься давным-давно. И вот в конце восьмидесятых годов 20-го века нашелся человек, сумевший проникнуть в тайну зомби.
Им стал американский этнобиолог Уэйд Девис, который привлек к своему проекту «Зомби» талантливых химиков, врачей, этнографов, историков, даже богословов и искусствоведов. Его работа была уникальна, поскольку в качестве платных экспертов он пригласил... самих колдунов-бокоров, с которыми велись многочасовые неторопливые беседы. Общение с ними дополнялось массовыми опросами рядовых гаитян.
Шаг за шагом команда Девиса изучила весь процесс зомбирования, вникнув в подоплеку каждой части тайного ритуала и всех применяемых методов и средств.
В итоге подтвердилась гипотеза о том, что при зомбировании нет никакого воскрешения мертвецов. Сначала с помощью «колдовского порошка» человека вводят в особое состояние – его можно назвать трансом или комой, когда все жизненные процессы настолько слабы, что даже самый опытный врач не отличит жертву зомбирования от обычного покойника. Затем, не позднее чем через двенадцать часов после похорон, кандидата в зомби извлекают из могилы и возвращают к жизни. В жарком климате умерших хоронят довольно быстро, так что бокор может быть уверен, что тело окажется в земле еще до того, как действие снадобья закончится. Это снадобье в сочетании с кислородным голоданием навсегда выводит из строя важнейшие центры головного мозга, превращая человека в зомби. Буквально по крупицам Девису удалось собрать сведения и о составе «порошка зомби», который можно подсыпать в какое-либо питье, нанести на иглу или острый прут и уколоть им жертву.
Одним из главных компонентов таинственного порошка является рыба иглобрюх, содержащая тетродотоксин – нервно-паралитический яд, превышающий уровень воздействия цианистого калия в 500 раз. Эксперименты подтвердили, что тетродотоксин действительно обладает поразительной способностью временно тормозить все органические процессы организма вплоть до полной нулевой активности мозга, а впоследствии восстанавливать их до прежнего уровня.
Рыбу сушат на солнце несколько дней и затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться. Для второго компонента порошка используют гаитянскую жабу буфо маринус. Ее предварительно держат ночь в банке вместе с морским червем, который кусает жабу. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество активных химических веществ – буфотеин, буфогении и буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок. В число других компонентов снадобья входят желчные пузыри мертвых тел мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец, в «порошок зомби» входят черный порох и тальк. Одновременно с порошком бокор готовит и противоядие. Но оно предназначено вовсе не для «оживления» жертв, как принято считать, а для защиты от отравления участников процесса зомбирования.
В отчете об итогах своих исследований по проекту «Зомби» Уэйд Девис предупредил об опасности тех, кто захочет последовать примеру бокоров и попробует самостоятельно заняться зомбированием, – практически наверняка они сами станут первыми жертвами. Изготовление «порошка зомби» технологически настолько сложно, что по силам только посвященным – гаитянским колдунам.
@темы: Феномены, Сверхъестественное, Мои Переводы