Мы в жизни любим только раз, а после ищем лишь похожих (с)

Проклиная себя за склонность к мазохизму, я уселась смотреть эпизод 10.11. Разумеется, я еще с прошлого года знаю, что это эпизод про «темную» и «светлую» Чарли, и мое отношение к персонажу не изменилось, но Чарли умерла, как-никак, а к мертвецам надо быть снисходительнее...
читать дальшеСерия показалась неплохой – особенно после унылого промежуточного финала. Да и сама Чарли какого-то резкого отторжения у меня не вызвала. А в темной ипостаси она вообще выглядит молодцом. И это лишний раз доказывает, что как только она перестает стрелять глазами, демонстрировать ужимочки, вертеть задом, говорить драматическим тоном – одним словом, как только перестает изображать из себя наивную миленькую простушку по имени Мэри Сью, то сразу становится вполне смотрибельной.
Хотя в финале чувство меры и элементарный здравый смысл все-таки изменили Робби Томпсону, и эпизод он все-таки малость изгадил.
Сама по себе идея раздвоения личности обыгрывается в мировой литературе (и клинической психиатрии) давным-давно. Никакого ноу-хау тут нет – особенно для сериала на такую тему, как «Сверхъестественное». Да и в самом сериале деление персонажа на «темный» и «светлый» в том или ином виде уже показывалось, к примеру, бездушный Сэм или Дин с Меткой… Конечно, это было не буквальное разделение, а в некоторых случаях это и разделением трудно назвать, но в этом и был определенный интерес.
О раздвоенности в данной серии говорить неинтересно, поскольку сценарист выбрал очень примитивный способ. Понятно, что Робби Томпсон не стал заморачиваться полутонами и рубанул по-своему, как и положено в комиксах. Был один человек, стало два – хороший и плохой. Память и ощущения у них одни на двоих, а эмоции, логика и поступки – индивидуальные, соответственно окрасу.))
Ну да, в любом человеке есть обе составляющие, и в зависимости от того, какая составляющая перевешивает, человек считается хорошим или плохим. Это естественный порядок. Но если кто-то задумал его нарушить, разделив составляющие, ничего хорошего из этого все равно не получится – ни для хорошей половины, ни для плохой, потому что для функционирования многогранной личности нужны обе части. В сериале эта мысль промелькнула, когда хорошая Чарли не смогла взломать банковские счета – ради благого дела! – именно в силу своей кристальной положительности. Бинарная система «хороший-плохой» не допускает полутонов, а бесконечное разнообразие нашей жизни неизбежно их подразумевает. Все это весьма банально.
Тема мести тоже всплывала недавно, когда речь шла о Коуле. Добавить особо нечего, эпизод только подтверждает мои слова. Родители Чарли погибли уже давно, и за все это время у нее, несмотря на все хакерские умения, не было поползновений раскапывать этот случай, и уж тем более мстить! Мстит по определению темная составляющая. Да, темная составляющая и раньше была в Чарли, она не вдруг появилась, но светлая все же перевешивала. Если бы таких, как темная Чарли, было большинство, земля давно уже превратилась бы в джунгли, где рыщут хищники. Личная месть (=самосуд) недопустима, впрочем, как и безнаказанность, и несовершенство судебной системы – не оправдание. Разумеется, здесь под местью я имею в виду не кнопку, которую обиженный ученик подкладывает на стул училке, а нечто более серьезное. Все романтические истории – о графе Монте-Кристо, храбрых ковбоях из вестернов и прочих бескорыстных поборниках справедливости хороши только в книжках и в фильмах. В реале все гораздо сложнее. И грязнее.
Ну, и эта песня о притягательности зла уже начинает надоедать. Сначала карвер нам объяснил, что Дину было хорошо в Чистилище, потому что там «все было просто и ясно». Потом в 10.03 Кас изрек фразу о том, что переход на темную сторону дает свободу (= безответственность). Теперь вот Чарли повторила эту фразу почти слово в слово…
Дин тут производит какое-то странное впечатление. С одной стороны, он вроде бы «злеет» под влиянием Метки, но с другой – проявляет, мягко говоря, наивность, покупаясь на разглагольствования темной Чарли о том, что она хочет всего лишь взглянуть в глаза убийце своих родителей и бла-бла-бла… Я могла бы понять, если бы простой человек поверил, но Дин! Он же сам с Меткой, а значит должен понимать, что есть ситуации, когда человек просто не в состоянии противостоять темной силе.
Понимать Дина в 10 сезоне одновременно и просто, и сложно из-за его непонятного статуса. Это не Бездушный Сэм, который однозначно иное существо. И это не Демон Дин из первых трех серий, который однозначно не человек, не обычный Дин. Сейчас получается, что Дин, с одной стороны – это обычный человек, излеченный от демонства, но, с другой стороны, на него действует Метка, а иногда подчиняет себе полностью. Проблема в том, что границы между состояниями размыты – это не Сэм, одержимый Гадриэлем, у которого в момент гадриэлизации синие лампочки в глазах вспыхивали, чтобы народ не запутался. А тут никаких знаков нет, а значит любой зритель, если ему не понравилось поведение Дина, может сказать: «Нууу, это же не Дин – это Метка в нем говорит», а если понравилось – «Нууу, Дин же все-таки не полностью попал под влияние Метки – это он настоящий». И критерии «понравилось/не понравилось» для каждого свои, как соль-сахар по вкусу. С одной стороны, это удобно для поклонников, потому что автоматически дает персонажу индульгенцию на все случаи жизни. С другой стороны, это неинтересно, поскольку характера персонажа, как такового, авторы не раскрыли, показав нечто аморфное. Но с третьей стороны, большинству зрителей уже давным-давно плевать на авторские трактовки, поскольку все характеры уже сложились в головах, и теперь увиденное просто подгоняется под личный канон каждого.
И если две трети серии я смотрела почти с удовольствием, ближе к концу я уже потеряла нить повествования. Вся эта история с бывшим Словесником, Клайвом, который, оказывается, тоже раздвоился в Волшебной Стране, и его темная ипостась стала Волшебником Оз, показалась жутко скомканной и бестолковой. Не поняла, почему темная и светлая Чарли внешне одинаковые, а Клайв и Волшебник Оз – разные. И уж совсем не поняла, каким образом смерть пары Клайв-Волшебник заставила обеих Чарли слиться в одну… Уже потом, читая транскрипт, я обнаружила, что слияние произошло потому, что Сэм вложил в руку Чарли ключ, который взял у Волшебника. А я что-то и не заметила этого… Но все равно осталось впечатление сумбурной детской сказки. И, кстати… я не поняла, а где обе Чарли вышли из Волшебной Страны? Входили они тогда через дверь в Бункере, и если теперь раздвоенная Чарли вышла тем же путем, то как Винчестеры этого не заметили?
И в довершении всех бед в финале Чарли снова превратилась в Мэри Сью. Лучше б раздвоенной осталась. ))) Винчестеры выглядели пристыженными, словно побитые собаки, а она строила из себя независимую, всепонимающую и всепрощающую сестричку. Поскольку драка с Дином и эта финальная сцена в прошлом году вызвали споры, я тоже высказалась тогда, хотя и не смотрела эпизод.
Сейчас могу повторить слово в слово то, что уже сказала: Дину не за что просить прощения у Чарли (впрочем, гордиться тоже нечем), а Сэму уж точно не за что ее благодарить. По-моему, благодарить их обоих как раз она должна – без Винчестеров по земле так и бродил бы монстр и бестолковая пай-девочка, которая со своей «хорошестью» вряд ли выжила бы в одиночку в этом жестоком мире. Но, видимо, учитывая историю с Дином в 10.03, у меня и авторов сериала совершенно противоположные подходы к вопросу о благодарности.
@темы: Сверхъестественное, Помнить Все, Десятый Сезон